16+
Лайт-версия сайта

матрешки

Просмотр работы:
15 июня ’2010   16:26
Просмотров: 28876

Интереснейшее современное направление матрешки- реальный портрет написанный по фотографии заказчика на деревянной русской матрешке- именно здесь происходит стык старого, уже отжившего народного прикладного русского творчества и нового, современного искусства- при полном сохранении национальной самоиндификации всплывают пласты нового, неизведанного, умения посмотреть на себя самокритично, весело, без помпезности и чванства.
Сатьи о матрешке:
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми иностранцами сувенир, это всемирный русский . Первая матрешка появилась в конце восемнадцатого века, и все же она снискала небывалое
признание как один из всеобъемлющих образов Руси, символ трудолюбия и нгеувядающего юмора русского народа.

Прапрабабкой русской матрешки стала фигурка доброго и веселого старика, японского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую,
завезенного из Японии. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский гражданин по фамилии Сусанин???.



Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой по известному национальному русскому имени Марья. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша, Маша, Марья, считалось одним из наиболее
распространенных русских женских имен, в основе которого лежит
латинское слово "mater", означающее мама- ксати не всем известно - мама является международным словом- именно его первым произносит каждый и любой гражданин мира, вне зависимости от национальности!!!
Думаю именно в имени и есть суть признания русской матрешки-????????))))))
. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось общим и собственным
и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным
семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее.
Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления
матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.
Много легенд ходит о происхождении матрешки.


Но, по утверждению сотрудников Научно-исследовательского института игрушки, эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в мастерской "Детское воспитание" в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье..

Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, на глазок и покрывались лаком, в результате гуашные краски приобретали яркость и насыщенность.

До 1890 года матрешки изготовлялись в мастерских "Детского воспитания" в Абрамцеве, а затем, когда мастерские были закрыты, производство их переходит к Московскому губернскому земству,
которое еще в 1891 году в Сергиевском Посаде в Загорске открыло учебно-показательные мастерские. Здесь и началось массовое производство этой игрушки, вызывавшей у детей и удивление,
и восхищение, и неувядающий интерес. Матрешка полюбилась и взрослым.

Деревянная игрушка, задуманная как детская игрушка, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром.
Спрос на нее рос с каждым годом.


В 1900 году матрешка попала на Всемирную выставку в Париж и получила всеобщее признание. До 1890 года сбыт русских кустарных изделий за границей имел довольно случайный характер. С этого времени
изделия русских кустарей начинают постоянно появляться на выставках.

В 1904 году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде
Нижегородской губернии) - ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.

В отчетах Московского губернского земства 90-х годов говорилось о большом спросе на игрушку за рубежом: "На весенней Лейпцигской ярмарке в тысяче экземпляров шли деревянные складные куклы-матрешки,
расписанные в русском стиле. Отчет в марте 1910 года: "Имеют хороший сбыт различные деревянные токарные и резные изделия, как-то деревянные складные куклы". Отчет 1911 года: "Заказы на эти
игрушки-матрешки выполнены в 14-ти государств" и т. д.

Учитывая большой спрос на матрешки, предприниматели зарубежных стран начали выпускать также деревянные куклы-игрушки под стиль "рюсс".

В 1890 году российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург, что Нюрнбергская фирма "Альберт Герх" и токарь Иоганн Вильде подделывает русские матрешки. Пробовали выпускать матрешки
во Франции и других странах, но эти игрушки не привились там.

Ассортимент матрешек, выпускаемых в Загорске, постоянно расширялся. Появились матрешки, изображающие девушек с корзинами, узелками, серпами, букетами цветов. Выпускали матрешек в виде жениха
во фраке с горящей свечой и невесты в подвенечном платье, с фатой и свечами. Внутри обеих фигурок помещались их родственники.

В 1909 году к 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя были сделаны матрешки "Тарас Бульба", "Плюшкин". Большой интерес вызывал "Городничий", в котором помещались фигурки Хлестакова, судьи,
почтмейстера и других персонажей комедии "Ревизор".

В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены 8-местные игрушки "Наполеон" и "Кутузов" со всеми членами их штабов. Выпускались матрешки на темы сказок, басен.



Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделк
и матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается.
Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет.
Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря,
прежде чем стать готовой матрёшкой.

Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками разной
длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к
росписи.

До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской "Детское воспитание", а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению
игрушек. По приданию, первую "троицкую" игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря Сергей Радонежский, основанного в 1340 году. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек
царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца XVIII - начала XIX века до нас дошли резные деревянные игрушки,
изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрешки своими формами и росписью тоже фиксируют эту пеструю разнообразную жизнь v девушек
в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой
бородой. Иногда матрешка представляла собой целую семью.
Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семенов
в Нижегородском крае. Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая
72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица".

Полховский Майдан - еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок
шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяготением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия.
Вятская матрешка наиболее северная из всех российских матрешек. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать
анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Как вид народного искусства матрешка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развернутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов
Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под "гжель",
"жостово", "хохлому", "палех".
Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением общества. Новые поколения пленяются свежестью воображения создателей народной и авторской матрешки. Матрешка - это
произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Тихонечко так, но заходите!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft