ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ РЕАЛЬНОГО МИРА
Избранные работы
по философии науки,
атеизма и религии
(2009–2024)
2-е издание, исправленное и дополненное
Москва
Грин-Принт
2024
Гуртовцев А.Л.
Г95 Фундаментальный материализм. Философия реального мира. Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2024). 2-е издание, исправленное и дополненное / Гуртовцев Аркадий Лазаревич. – М.: ООО «Грин Принт», 2024. – 704 с.: ил.
ISBN 978-5-907719-67-5
Главный эпиграф автора:
«Цель философии – познать первопричины и
наиболее общие законы развития природы,
общества и мышления человека с помощью его
разума и системы объективных научных знаний.
Разум – способность человека познавать сущность
явлений реального мира, изменять свою жизнь
с учетом этого знания, предвидеть результаты
своей деятельности и брать ответственность
за нее полностью на себя»
Пояснение к эпиграфу
Реальный мир, состоящий из бесконечного разнообразия живых и косных материальных объектов, находящихся между собой в различных постояно меняющихся отношениях и связях, являет себя познающему субъекту путем внешних материальных воздействий на его органы чувств, сенсорные рецепторы, периферийные нервы и центральную нервную систему, в нейронной сети головного мозга которой формируется материальный, закодированный, обозначающий образ внешнего, обозначаемого, отражаемого мира.
Для чувств субъекта реальный мир воспринимается как объект, явление или процесс, внутрнняя сущность которого, а она определяется его связями и взаимодействиями с окружающим материальным миром, до поры до времени субъекту неизвестна и может лишь им предполагаться на основании его личного или общественного опыта, полученного воспитания, образования и собственного воображения, приобретающего часто фантастический, мифический, мистический, религиозный характер.
Подлинная, истинная сущность чувственно воспринимаемых субъектом реалий познается его разумом в форме образов и логически связанных понятий, кодирующих материальные объекты, их свойства и отношения. Задача разума и науки заключается в выяснении причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами реального мира и открытии для человеческого сознания естественных законов существования и развития этого мира, в том числе и в виде его образно-логического отражения в мышлении человека. Критерием истинности или ложности человеческих взглядов, представлений и суждений является общественно-трудовая практика, личный и общественный опыт, научный эксперимет и в целом система проверенных, достоверных, объективных, научных знаний, сводящая в своем неуклонном историческом развитии к минимуму человеческие ошибки, иллюзии и заблуждения.
Аннотация
Монография «Фундаментальный материализм. Философия реального мира» оформлена в виде авторизованного сборника ранее уже опубликованных автором в печати (монография «Думать или верить? Ода человеческой ослиности», 2015 г.) и в электронных изданиях интернета научно-популярных статей, посвященных фундаментальным вопросам мировой философии, включая анализ философских основ науки (астрономия, биология, медицина, история), атеизма и религии, а также взаимоотношениям естествознания, атеизма и религии как мировоззренческих систем в индивидуальном и общественном сознании человечества на протяжении всей его истории.
Представленные работы автора как профессионального ученого и самобытного философа обобщают его личный (без соавторов, консультантов, руководителей, рецензентов и цензоров) 15-летний ежедневный исследовательский опыт по осмыслению эволюции природы, общества и человеческого мышления, начиная с его первых, древних, примитивных представлений о мире и завершая современным научным мышлением, поддержанным развитой системой естественнонаучных знаний. Именно научные данные позволяют человеческому обществу преобразовывать и дополнять реальный мир рукотворной, искусственной реальностью, способствуя тем самым выживанию и духовному развитию человеческого рода. Источником рассуждений и философских обобщений автора стали как проведенный им критический анализ трудов многих мыслителей и философов прошлого, так и личный исследовательский опыт, накопленный автором в процессе почти полувековой научно-технической, теоретической и практической деятельности.
Настоящий труд существенно отличается от многих традиционных в прошлом работ по философии науки, атеизма и религии, которые чаще всего ориентировались на поддержку господствующей в обществе идеологии, будь то коммунистическая, социалистическая, капиталистическая, феодальная, имперская, теократическая или иная. Автор, преодолев стереотипы, страхи и идеологические пристрастия, стал независимым исследователем-аналитиком, объективным, свободным и ответственным в своих оценках и выводах сложнейших явлений материального мира и его отражения в сознании человека.
В основу представленных работ легли научный метод познания и система современных научных знаний, которые, вопреки известному в прошлом одиозному «принципу партийности», должны находиться вне любых идеологий, партий и классов (настоящая наука едина: нет «буржуазной» или «социалистической» науки, ибо общественные формации и идеологии меняются, а истинная наука остается). Вместе с тем, плоды науки, как и любые другие материальные и духовные ресурсы или ценности, являются в человеческом обществе предметом ожесточенной борьбы за их присвоение, использование и толкование в сугубо частных, корыстных, властных интересах и целях. Автор не приемлет такой подход.
При написании данных статей автор пытался сделать их, несмотря на исторические масштабы охватываемых событий, максимально компактными по объему, емкими и точными по содержанию, достоверными по фактам и цифрам, доходчивыми по понятиям и смыслу. Главные принципы, которые автор стремился реализовать в процессе своего исследования, – это системность, связность, логичность, непротиворечивость, историчность, многоплановость, иерархичность и максимально возможная объективность. Читателю судить о том, достигнуты ли эти цели.
Книга предназначена для руководителей учреждений культуры, образования и науки различных уровней, профессиональных философов и богословов, студентов колледжей и вузов соответствующей направленности, а также для всех критически мыслящих людей, стремящихся самостоятельно разобраться в том сложном мире, который им удалось посетить в краткий миг своего личного бытия.