-- : --
Зарегистрировано — 126 613Зрителей: 69 237
Авторов: 57 376
On-line — 30 696Зрителей: 6147
Авторов: 24549
Загружено работ — 2 169 352
«Неизвестный Гений»
Часть 1 Год 1907-й… Начало «дела о хлыстовстве» Распутина
Пред.![]() |
Просмотр работы: |
След.![]() |



Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 1 мая 2025 г.
Начало vk.com/id383659748 Размышления над архивным делом по обвинению Г. Распутина в хлыстовстве
Современному читателю, наверное, трудно понять российские реалии XIX- начала XX столетия. Сегодня, в век массового атеизма и такого же массового развития самых разнообразных сект, включая сатанинские, может показаться «пустяковым» обвинение крестьянина Покровской слободы Тюменского уезда Тобольской губернии.
Даже если и верит крестьянин из сибирской глубинки в «хлыстовские истины», то какое дело до этого столичным газетам? Какое дело политикам и российским масонам до религиозных возрений сибирского крестьянин? Почему волнуются депутаты Государственной Думы? Казалось бы, пусть этим вопросом занимается консистория Тобольской епархии или даже Святейший Синод Русской Православной церкви.
Но тема «хлыстовства» Г. Распутина до 1917 г. годами волновала российскую либеральна прессу, которая систематически информировала об этом своего читателя. И до сих пор - через 120 лет – не утихают споры на тему был ли Г.Распутин «хлыстом»? Хотя точка в этом деле была поставлена еще в 1912 г. – после пяти лет консисторского следствия.
Архивное дело с двумя картонными обложками хранится в Тобольском архиве. На внешней обложке надпись: «Дело по обвинению гражданина слободы Покровской Тюменского уезда Григория Ефимовича Распутина-Новых, 42 лет в распространении им лжеучения подобного хлыстовскому и образованию общества последователей своего лжеучения».
Не ясно почему написано «гражданин»? Какой мог быть гражданин в 1907 г.? До февраля 1917 г. жителями Российском империи были поданными государя-императора.
В верхней части обложки рукописная надпись «Тобольская духовная консистория». Внизу дата – 7 мая 1907 г и пометка «14 листов». Поверх цифры 4 исправление – написан цифра 5.
Четыре архивных штампа и среди них – «ГУТО, Государственный архив в г. Тобольска», номер фонда 156, номер описи - 18, единица хранения - 565. Три остальных штаммы перечеркнуты
В начале дела лист с пометками вверху «1962» перечёркнутый архивный штамп. А вот надпись сделана дореволюционным почерком:
Тобольская
Духовная Консистория.
По обвинению крестьянина слободы Покровской Тюменского у. Григория Ефимовича «Распутина- Нового, 42 лет, в распространении им лжеучения подобного хлыстовскому и образованию общества последователей своего лжеучения
Начато 7 мая 1908 года
На 14 листах
Почему отличаются даты 7 мая 1907 г и 7 мая 1908 г. пока не понятно. Может быть просто описка?
Прежде чем перейти к материалам дела, необходимо несколько слов сказать о таком явлении как «хлыстовство» и о том, чем занимались духовные консистории.
Подробности о хлыстах можно найти в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» и множестве других источников.
Приведу лишь несколько цитат из этого источника, которые надо будет помнить при анализе материалов дела Тобольской Духовной Консистории.
«Название «хлысты» или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которых они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и подобными предметами, или же есть искаженное произношение «христовщина», а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется «христами». Сами себя хлысты называют «людьми божиими», в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог…
… Отличительным учением хлыстов о человеке служит учение о предсуществовании душ и о душепереселении. Когда и как сотворены души, об этом хлысты ничего не говорят, а говорят только о том, что душа, в известном теле находящаяся, жила еще прежде неизвестно сколько времени и неизвестно в ком. По смерти тела душа становится или ангелом, или дьяволом, или чаще всего снова начинает скитаться по земле, переходить в животных, соответствующих ее настроению, или в нового младенца, по телу тоже нечистого, пока он не сделается хлыстом. Живущие в брачной жизни переходят в свиней. Если душа попадает в тело хлыста, то в нем очищается и переходит по смерти в общество ангелов. В противном случае она переходит в число дьяволов и идет на вечную муку…
… Нравственное учение сектантов состоит в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело начало злое. Отсюда хлыстовское требование: плоть (т.е. естественные потребности телесной природы) должна быть умерщвляема всевозможными средствами для того, чтобы заключающаяся в ней душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. Первый человек Адам согрешил именно угождением плоти: он впал в грех супружества. Отсюда вытекает хлыстовская заповедь: не жениться и жить с женой, как с сестрой. Отсюда вытекает учение, что не должно почитать плотских родителей. Отсюда также и презрительный взгляд на детей, рожденных от церковного брака; их хлысты называют утехой сатаны, щенятами, грешками и пр. Следуя заповеди своего основателя: «не женитесь, а кто женат, живи с женой, как с сестрой; не женимые не женитесь, женимые разженитесь», – хлысты со всей решительностью отвергают брак. Неизбежным следствием этого является отсутствие деторождения, крайний разврат, в самом корне, в самой основе разрушающий семейные отношения, в которые вступают хлысты притворно в Православной Церкви для замаскирования своего отделения от нее».
К вопросу о «маскировке» вернусь позднее поскольку все, чтобы не делал православный верующий Григорий Распутин все рассматривалось как «замаскирование»: наличие семьи (жены и детей), употребление в пищу мяса, пожертвование денег на строительство церкви и т.д.
Для понимания исторических реалий и ситуации, сложившейся в Тобольской Духовной Консистории в связи с делом Григория Распутина в 1908-1912 гг., необходимо пояснить роль и значение консисторий в духовной жизни Русской Православной церкви и в правоприменения по некоторым категориям дел в отношении православных подданных Российской империи.
Приведу большую статью из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (в редакции 1893 г.).
«Духовная консистория. — Так называются у нас с 1744 г. присутственные места при епархиальных архиереях, прежде именовавшиеся различно. В настоящем своем виде Д. К. существуют с 1841 г., когда им дан был «Устав», и теперь действующий. По этому уставу через Д. консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и суд в епархии. Высшая власть над Д. консисториями принадлежит Св. Синоду. Д. консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют члены, число которых различно, смотря по величине епархии. Члены Д. К. избираются епархиальным архиереем из священников и утверждаются св. Синодом; увольняются Синодом по представлению архиерея. Каждому члену Д. К. вверяется для особого наблюдения известный разряд дел, или так называемый стол; но в слушании и решении дел в присутствии участвуют все члены. Канцелярия Д. консистории состоит под начальством секретаря, который, заведуя всеми столами, фактически пользуется бо́льшим влиянием, чем каждый член присутствия в отдельности. Этому способствует и то, что секретарь утверждается в должности и увольняется св. Синодом по предложению обер-прокурора. Ведению Д. консистории не подлежат духовно-учебные заведения и попечительства. О лицах, желающих занять священнические места, Д. консистория собирает сведения; при пострижении в монашество наводит справки, нет ли к тому препятствий; выдает по церквам книги для ведения церковных документов, потом отбирает их и свидетельствует их исправность; наблюдает за хозяйством арх. дома, монастырей и церквей и содержит опись имущества всех этих учреждений. Консисторскому суду подлежат лица духовного и светского звания. Первые судятся по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения, по взаимным спорам, возникающим из пользования церковною собственностью, по жалобам духовных и светских лиц на духовных за обиды и нарушение бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов. Лица светского звания подлежат суду Д. по делам о браках, совершенных незаконно, по делам о расторжении и прекращении браков и по проступкам, подвергающим виновных церковной епитимии. Журналы и протоколы Д. К. прежде исполнения представляются на утверждение епарх. архиерея. Если заключение Д. К. не единогласное, тогда архиерей, утверждая решение большинства или особое мнение меньшинства, объясняет в своей резолюции основания ее. В случае несогласия с решением Д. К. архиерей предлагает ей пересмотреть дело или дополнить его нужными, по его мнению, обстоятельствами. Члены консистории по рассмотрении указанных архиереем обстоятельств не стесняются в своих суждениях и могут остаться при прежнем мнении. В случае несогласия с вторичным мнением консистории архиерей полагает собственное решение, которое и приводится в исполнение. В отсутствие епарх. архиерея журналы Д. консистория обращаются к исполнению за подписью членов Д. консистории. Архиерей может допустить это и в других случаях для ускорения течения дел с тем, чтобы постановления, не рассмотренные им прежде исполнения, были представляемы ему по окончании месяца для удостоверения в их правильности».
В переводе на современный язык - конситория это орган дознания, следствия и церковного суда.
Продолжение следует
Фото из общедоступных и бесплатных интернет источников и личного архива.
Консистория. Тобольск. Обложка архивного дела.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Наш рупор