Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
08 августа ’2025
09:45
Просмотров:
104
День города Ижевска, отмечаемый 12 июня, также, как и День России, вдохновляет поэтов написать стихи на тему города, а читателей – узнать о городе больше. Леонида Богомолова, автор проекта «Городская лирика», представляла обзор женской поэзии авторов, связанных с Ижевском, на тему города и вытекающую из неё тему трамвая. Теперь проект «Городская лирика» обретает свою вторую часть. Проект «Городская лирика-2» знакомит читателей с мужской поэзией авторов, связанных с Ижевском. Так же, как и для авторов-женщин, для авторов-мужчин Ижевск стал ценной частью их опыта, при этом авторы знакомы не только с Ижевском, но и с другими населёнными пунктами. Не для всех поэтов Ижевск является местом рождения, но этот город для всех является источником вдохновения. Отличительной частью Ижевска можно назвать факт, что это город оружейников, город-завод, производящий продукцию, важную для повседневной жизни. Это мужской город, возможно, больше город мужчин, чем город женщин. Художественный образ города, созданного в творчестве, можно увидеть в стихах Леонида Васильева, Дмитрия Майкова, Вячеслава Малых, Павла Манохина, Неизвестного поэта, Владимира Радке, Алмаза Халикова. Савва Ивакин представляет образ города в прозаическом произведении «Хорошая жизнь». Также те, кто празднует День города в социальных сетях, могут услышать запись авторской песни Юрия Кибардина «Улыбающийся город». Поэзия Николая Мрыхина и Юрия Никитина и авторская песня Сергея Жилина «Город мой» вошли в проект «Городская лирика-2» как посвящение памяти авторов.
Мужское творчество, так же, как и женское, сложно назвать краеведением. Вернее, автору проекта сложно произнести слово «краеведение». Стихи одного из авторов, Сергея Жилина, написаны с целью сохранить городскую историю и позиционируют себя как ещё одну возможность краеведческой деятельности. В творчестве на тему города не упоминаются реальные названия населённых пунктов. Произведения для проекта «Городская лирика-2» выбраны по этому принципу. Но кто-то из авторов, представленных здесь, описывает город таким, что по описанию можно узнать признаки географии и пейзажей реального места проживания: «Дерябина и крепостных творение», «шпиль Невского собора», «Спускаюсь в Генеральский сад, / А ныне Летний…» Художественный город превращается в сложного собеседника для поэта. Для кого-то это город с богатой историей, помогающий тем, кто в нём живёт, улучшить своё мастерство, в том числе архитектурное и производственное. «Расправил проснувшийся город, / Как плечи, дымы своих труб», «Мой город – труженик-завод», «это зданья, дороги и скверы; Это храмы науки и веры». Для кого-то поэтический город – оппонент, противоположная сторона в конфликте. Поэту приходится делать что-либо, преодолевая сопротивление города. «Обливая унылым осенним дождём, / Он вдогонку запустит пьяную брань», «Город, город, ты большой, давишь на меня». Это «низменный город», правда, по мнению поэта, таким могли сделать город его жители. Можно услышать от представителей краеведения, что, если у человека нет представления о месте рождения или хотя бы проживания, такой житель не имеет некоторого опыта, важного для дальнейшего формирования. Авторы художественного мира обычно над этим не задумываются. А сейчас можно поразмышлять, вдруг такие сложности могут присутствовать в дальнейшей жизни, но человек просто не знает, что они есть? Город затыкает «кляпом боли» «уставший рот» поэта, возвращает его в «кабинетный уют», как к надёжному причалу. Крыши города заманивают возможностью «спрыгнуть вниз навсегда». Если что-то удержало поэта от необдуманного шага, может быть, это сделали те же самые городские строения? Авторитарный город способен подавить «искорки огня» внутри поэта. Но в том же самом городе происходит встреча с «людьми огня». Как бывают «пустота и глухота ко всему, что вокруг», не заметные внешне, но их можно обнаружить при обследовании специалиста. Творческий взгляд авторов не освещает целенаправленно тему, как может повлиять на человека отсутствие собственной истории. Если город изображён не с отрицательной стороны, то, по крайней мере, с интимной и неоднозначной. «Я вижу мой город без платья, / У милого утра в плену». Взгляд на город может быть и более счастливым. Город может иметь лицо, «есть что-то единственно наше, / Что искренне дорого мне», это «любимый город», «улыбающийся город». Поэт, живущий в «улыбающемся городе», может отправиться в волшебный полёт и даже встретиться с другими городами. В разных художественных образах меняется даже возраст города. «Мой город из детства – / Здесь вместе растём», «старый город», «не очень-то добр он и молод». Возраст города зависит не столько от даты написания текста, сколько от восприятия автора. Это напоминает волнительные сюжеты о том, как отец узнаёт о рождении своего сына тогда, когда сын уже вырос. Интересно, что чувствует старый город, попавший в такую ситуацию? И получиться ли у его жителей найти путь к месту рождения через творчество? Савва Ивакин в рассказе «Хорошая жизнь» отражает женский взгляд героини Нины на город, ставший для неё замкнутым кругом.
Такая часть городской культуры как трамвай в мужской поэзии может носить разные имена и названия и даже принадлежать очень разным создателям движения. Это «весёленький Верочкин рыжик», «стригунок», «весенний трамвай Гумилёва». Трамвай проделывает путь по весенней дороге. Дорога проходит и через обычные улицы населённых пунктов, и через фантастические вселенные. Сначала трамвай выезжает из зимы, переходящей к блеску весеннего солнца и радуги. «Песня весеннего ветра» превращает в «золотые обломки» то, что стало уже сложившимися историями. Весенний ветер направляет путешественников к «Солнцу ночному», к вершинам гор, к горному воздуху. В обширном пространстве горного пейзажа выглядит неожиданной примета индустриального мира – трамвайные пути и трамвай, идущий по ним. Трамвайное кольцо приравнивается к Песне весеннего ветра и смеху Поэта. Возможно, здесь металлические рельсы складываются в образ гармоничной завершённости. Весна предлагает улыбаться и смеяться тем, кто её проживает. Состояние радости объединяет и поэта, и трамваи, имеющих улыбки, в которых обозначаются дёсны, и гусениц, находящихся в моменте превращения в бабочек. Трамвайные пути проходят сквозь «параллельные миры». Поэт выбирает средством передвижения именно трамвай, потому что ни самолёты, ни поезда не могут унести его «в ночь в темпе вальса». Это означает, что трамвай способен перемещать пассажиров в магическую ночь. Поездка на трамвае становится ожиданием любви и надеждой на чудо. Трамвай, увиденный представленными авторами, принадлежит весеннему времени мечты, выглядит как символ счастья, радости, обновления.
«Городские» сюжеты в книгах напоминают и то, что связано со многими, кто переживает своё становление. Можно представить не в буквальном смысле родителя, нашедшего сына, а вообще человека, вернувшегося туда, где он был какое-то время назад. Если от тех событий остаётся продолжение, значит, в них есть смысл. Например, жители Ижевска вспоминают школьные и студенческие творческие объединения, в которых можно было либо участвовать, либо слышать о них. Дина Седова, ведущий программы «Литературный трамвай», стала одним из тех, кто поддерживал автора проекта «Городская лирика» в его первых творческих начинаниях. Сейчас хотелось бы узнать про опыт тех, кто создавал творческие программы прежних лет, и применить это в наших сегодняшних занятиях. Значит, авторы тоже возвращаются к истокам. Программа «Литературный трамвай» «Радио России Удмуртия» знакомит слушателей со стихами на тему города таких поэтов как Богдан Анфиногенов, Андрей Баранов, Илья Марков. Также путь «Литературного трамвая» перекрещивается с направлением «Трамвая № 4». «Трамвай № 4» – совместный проект, основанный на перформансе Максима Верёвкина и стихах Сергея Зуева. Одно из новых творческих объединений Ижевска – театральная арт-студия «Трамвай». Режиссёр Евгений Ившин предлагает жителям города познакомиться со спектаклем «Уличённая ласточка». Это пример ещё одного проявления мужского творчества, изящного и глубокомысленного.
В целом, видение города разными авторами может быть у каждого своим. Вывод, озвученный в городской лирике: душа города – это люди.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи