-- : --
Зарегистрировано — 127 532Зрителей: 69 986
Авторов: 57 546
On-line — 28 709Зрителей: 5737
Авторов: 22972
Загружено работ — 2 183 730
«Неизвестный Гений»
!. Учитель жизни. Сценарий
Пред.![]() |
Просмотр работы: |
След.![]() |



Photo: Olia Danilevich
Пояснение:
НАТ – вне помещения
ИНТ – в помещении
ВПЗ – вне поля зрения
ЗК – за кадром
ГЗК – голос за кадром
КРП – крупный план
ФЛЭШБЭК – возвращение в прошлое
Трехсерийный сценарий по повести «Учитель жизни»
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – ДЕНЬ
За столом ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,(45), низенький полный подвижныйчеловек. На диване ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА(27), в руках сумочка.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
(взволнованно)
Спасите мою подругу! Только на вашу
газету надежда. В полиции твердят,
что нет состава преступления. Ира
попала под влияние какого-то
проходимца. Фамилия вроде Волков.
Она его Гуру называет.
Главный редактор смотрит на Посетительницу внимательными,
умными глазками.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
(продолжая)
Бросила престижную работу,
продала свою двухкомнатную
квартиру в центре Красноярска и
уехала к нему, в тайгу. Вот адрес.
Посетительница достает из сумочки листок, передает
Главному редактору.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
Все деньги от продажи квартиры
ему отдала. С ней там еще три
девушки…
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – УТРО
В кабинете сидят сотрудники газеты: ДАША(25), миловидная,
стройная, вид встревоженный, КСЮША(28), ОЛЕГ(30), а также
пожилой журналист с клюшкой, две журналистки.
КСЮША
(Даше)
Да не переживай ты так!
ДАША
Ксюша, если Юрий Алексеевич и эту
мою статью забракует, тогда… Тогда
меня уволят!
ОЛЕГ
Дашенька, всегда рассчитывай не
на худшее, а на лучшее.
Наши мысли материализуются. Сейчас
Главный войдет и скажет: «Блеск!
Профессионально написано, Даша».
Это у него высшая похвала.
Входит Главный редактор. Все замолкают. Главный редактор
быстро проходит к своему столу, садится.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Блеск! Профессионально написано,
Ксюша.
(смотрит на Дашу,
страдальческим тоном)
Даша, я устал повторять. Острота
нужна, хлесткость. А у тебя
все пресно и вяло. Читатель
заскучает на первом абзаце. Одним
словом, не годится статья!
Даша опускает голову.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(продолжая)
Тебе, Олег, особое задание. В
области мессия объявился. В
деревеньке одной, в Климовке.
Некто Волков. Секту сколотил. Из
девушек в основном. Внедришься,
выведешь на чистую воду.
ОЛЕГ
Не могу, Юрий Алексеевич. Мать
тяжело болеет.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Очень жаль.
(скороговоркой)
Желаю ей скорого выздоровления.
Олег кивает.
ДАША
Юрий Алексеевич, пошлите меня!
(ГЗК)
Это мой последний шанс.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тебя?
(отмахивается)
Да нет, здесь мужик нужен. Мало
ли что.
(оглядывает присутствующих)
Да, мужчин у нас явный недобор.
ДАША
(поднимается)
Я справлюсь, Юрий Алексеевич!
Главный редактор пытливо смотрит на Дашу. Вздыхает.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Ну что ж, рискнем. Девушка, по
крайней мере, вызовет меньше
подозрений.
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – УТРО. ПОЗЖЕ
В кабинете Главный редактор и Даша. Он сидит за столом, она
стоит у стола.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(берет со стола письмо)
Учительница пишет. О своей ученице.
(читает)
«Наташа певуньей, хохотуньей была!
А как в секту попала – загрустила.
Из отличницы стала троечницей…»
(берет другое письмо, читает)
«Волков сбивает молодежь с
правильного пути… Он организовал
в Климовке не то секту, не то
гарем. Мы боимся за наших дочек и
внучек!»
Главный редактор подходит к карте Красноярской области на
стене. Даша становится рядом.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(тычет пальцем в карту)
Вот городок Сосновск. Это поселок
Желтый Яр. А вот та самая Климовка.
(поворачивается к Даше)
Звони почаще. Держи в курсе.
Все интересное на сотовый
записывай, снимай. Скрытой камерой,
что называется.
Даша хмурится, хочет возразить, но сдерживается.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(продолжая)
Легенда у тебя такая: ты
учительница. Усомнилась в том,
что написано в учебниках. Хочешь
узнать истину.
ДАША(ГЗК)
Так, наверно, шпионов готовят
перед засылкой.
ИНТ. АВТОБУС – ДЕНЬ
Даша сидит у окна, смотрит на мелькающие за окном сосны.
Рядом с ней сидит ПЕТРОВНА(60), благообразная старушка в
косынке. Перед Дашей сидит СЕРГЕЙ(25), у него белокурые
волнистые волосы, жестко сжатые губы, тяжелый взгляд. Позади
Даши УЧИТЕЛЬНИЦА(40), в очках, лицо строгое.
У противоположного окна БАБА МАНЯ(65). На заднем сиденье
ПЬЯНЫЙ(35).
ПЕТРОВНА
(Даше)
Куда, дочка, едешь?
ДАША
В Климовку.
ПЕТРОВНА
Родных навестить?
ДАША
Нет. Живет там один мудрый человек,
Волков. Его хочу послушать.
ПЕТРОВНА
(всплеснув руками)
Вот это ты правильно надумала,
дочка! Таких мудрецов, точно, не
сыскать. Учитель жизни! Я не
нарадуюсь, что внучек мой Валера
каждый день слушать его ходит.
Пьяный пытается петь.
Петровна на несколько секунд замолкает.
ПЕТРОВНА
В три часа Учитель проповедь
говорит. А потом пишет.
(благоговейно)
Послание людям!
СЕРГЕЙ
(вполоборота)
Я смотрю, совсем он тебе,
Петровна, голову заморочил. А вам,
девушка, от души советую держаться
от Волкова подальше.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Моя ученица Наташа на тройки
съехала, как в секту попала.
А была отличницей.
ПЬЯНЫЙ
Сатанисты это, сатанисты…
ПЕТРОВНА
(всплеснув руками)
Да он святой человек!
УЧИТЕЛЬНИЦА
(Петровне)
Шарлатан этот ваш Волков. Его
давно посадить пора.
ПЬЯНЫЙ
Крыша у него… Они с участковым…
кореша…
УЧИТЕЛЬНИЦА
По трем статьям.
(загибает палец)
За незаконное врачевание – раз.
(загибает второй палец)
За мошенничество – два.
(загибает третий палец)
За совращение несовершеннолетних –
три.
Петровна ахает, устремляет глаза вверх, на крышу автобуса, и
истово крестится.
БАБА МАНЯ
Говорят, Сережа, и Юля твоя в секте?
Ушла она от тебя?
СЕРГЕЙ
Я ее выгнал.
Пьяный затягивает песню, но тут же замолкает.
БАБА МАНЯ
За что? Да где ты еще такую
найдешь? Красавица. Культурная.
Воспитанная. И за такого как ты
вышла.
СЕРГЕЙ
(резко поворачивается к
Бабе Мане)
Это за какого за такого?
БАБА МАНЯ
(смутившись)
За отбывавшего… Да это я так
брякнула…
СЕРГЕЙ
То-то… Воспитанная, говоришь?
Неправильно воспитанная. Гонора
слишком много. Разве жена должна
себя выше мужа ставить? Жена
должна мужа почитать. И в хозяйстве
от нее толку никакого.
За что не возьмется – только
напортит. Городская, короче!
ПЬЯНЫЙ
В секте-то ей гонор… собьют…
Автобус останавливается.
СЕРГЕЙ
(Даше)
Желтый Яр. Конечная.
НАТ. ПОСЕЛОК. ОСТАНОВКА – ДЕНЬ
Погода ненастная. Небо затянуто серыми тучами. Дует ветер.
Все выходят из автобуса. Даша надевает рюкзак. Пьяный
уходит.
БАБА МАНЯ
Холодный нынче июнь.
Баба Маня прощается и уходит.
ПЕТРОВНА
(Даше)
Я сама из Климовки, но тебе,
дочка, сегодня не попутчица.
Вот Сережа тебя проводит.
СЕРГЕЙ
Я бы с удовольствием,
но у меня здесь дела.
Сергей прощается и уходит.
УЧИТЕЛЬНИЦА
(Даше)
Нехороший он парень. До смерти
одного забил. В драке он зверем
становится.
НАТ. ПОСЕЛОК. УЛИЦА – ДЕНЬ
Учительница, Петровна и Даша идут по улице.
Останавливаются.
ПЕТРОВНА
Мне теперь направо.
(Даше)
Ты, значит, вон по той дороге так
и иди.
(показывает на ухабистую
дорогу, ведущую из
поселка)
Минут сорок ходьбы. Не доходя
деревни увидишь справа мосток.
Перейдешь – и по тропинке в лес.
Увидишь на поляне избу. В ней
Учитель и живет.
К ним подбегает ЖЕНЩИНА(45), с длинной русой косой.
ЖЕНЩИНА
(взволнованно)
Наташа повесилась!
Петровна крестится.
ПЕТРОВНА
О господи!
УЧИТЕЛЬНИЦА
(взволнованно)
Наташа Иванова?
ЖЕНЩИНА
Она. Пошла вчера как обычно в
секту, а вечером не вернулась.
Явилась утром. Веки красные,
опухшие. В глазах – тоска. И сразу
в ванную. Родители и сообразить
ничего не успели. Заперлась и
повесилась.
УЧИТЕЛЬНИЦА
(тихо)
Теперь не отвертится.
НАТ. ДОРОГА – ДЕНЬ
Даша идет по дороге. Вид у нее встревоженный. Дорога тянется
вдоль тихой речки. На противоположной стороне к речке
вплотную подходит тайга. Слева от дороги тянутся луга и
поля. За ними – тоже тайга.
Даша подходит к невысокому холму. На холме виднеются крыши
деревни. Через речку перекинуты две балки. Даша сходит с
дороги, подходит к мосту. Внизу, у самой воды, сидит
УСАТЫЙ(35), у него худое лицо, пышные светлые усы. На рыбака
он не похож: удочки не видно. Он нервно курит и вглядывается
в лес на противоположном берегу. Много окурков валяется
вокруг. Услышав шаги, Усатый поднимает голову и бросает на
Дашу беспокойный неприязненный взгляд. Она поспешно переходит
на другой берег. Оглядывается. Усатый не спускает с нее глаз.
Даша быстро идет по тропе.
НАТ. ТАЙГА – ДЕНЬ
Даша идет по тропе.
Вдруг впереди слышится легкий топот. Даша поспешно сходит с
тропы и становится за сосну. По тропе бежит АНЮТА(17). Она
необыкновенно красива. На ней короткая куртка поверх
короткого платья. Анюта испуганно оглядывается. Она пробегает
мимо.
Даша провожает Анюту глазами, пока та не скрывается за
деревьями. Затем неуверенно продолжает путь.
Внезапно сзади мужской голос кричит, требует остановиться.
Даша вздрагивает, останавливается, испуганно оборачивается.
Никого не видно. Крик повторяется, слабее и дальше. Даша
ускоряет шаг.
НАТ. ПОЛЯНА – ДЕНЬ
Тропа выводит Дашу на поляну. В центре ее стоит изба.
Рядом сарайчик, в нем лежат дрова. За избой огород. За
огородом тропинка продолжается.
Из сарая выходит ЮЛЯ(25) с несколькими поленьями,
красивая, статная. Голову она держит высоко,
даже горделиво. Заметив Дашу, Юля останавливается.
Дверь избы отворяется. На крыльцо выходит ИРА(28), высокая,
худая женщина с приятными чертами лица. Глаза добрые,
наивные и грустные.
ДАША
Здравствуйте! Я ищу Волкова.
ИРА
(мягко и вежливо)
Добрый день! Учитель еще не
пришел. Проходите в дом.
Даша входит в избу.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
В середине избы стоит русская печь. Правый дальний угол
отгорожен дощатой перегородкой. Она делит одно из окон
пополам. В перегородке сделана дверь. Справа на полу на
спальном мешке, под пледом кто-то сопит. Несколько спальников
свернуты. На стене справа висят на гвоздиках коренья, пучки
трав, листьев, цветов. Слева стоит длинный стол, две скамьи,
у торца стола – табуретка. На левой стене висят часы и лист
ватмана с надписью крупными буквами «Спешите делать добро».
К дальней стене прибиты полки, на них посуда, вещи.
С потолка свисает керосиновая лампа.
Входит Юля, кладет поленья перед печкой.
ДАША
Я хотела бы пожить здесь
несколько дней, приобщиться к его
учению.
ИРА
Думаю, Учитель не станет возражать.
Будем знакомиться. Ира.
ДАША
Даша.
ИРА
Очень приятно.
ЮЛЯ
(сдержанно)
Юля.
Даша вдруг замечает, что из-под пледа на нее враждебно смотрят
чьи-то глаза.
ИРА
Оксана, подмести бы надо.
Урок скоро. Твоя очередь.
Отбросив плед, встает ОКСАНА(17), крепко сбитая, с короткими рыжими волосами и веснушчатым невзрачным лицом. Губы, брови и ресницы густо накрашены. На ней розовая блузка, толстые
красные колготки и зеленая мини-юбка.
Оксана с недовольной гримасой берет веник, начинает мести.
ДАША
Вы живете здесь вчетвером?
ИРА
Нет, с нами еще Степаныч и Анюта.
Другие только на лекции приходят.
ОКСАНА
(оглядываясь)
Совка не вижу.
В избу входит Анюта. В ее глазах смятение. Увидев Дашу, Анюта
останавливается.
ИРА
(взволнованно)
Анюта, что случилось? На тебе
лица нет!
АНЮТА
Ничего… не случилось…
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
В избе Ира, Юля, Оксана, Анюта и Даша.
В дверь стучат. Входит ВАЛЕРА(18), юноша с благообразным
лицом. Девушки встречают его приветливо.
Вскоре приходит ГАВРИЛЫЧ(57), низенький мужчина с сумкой
в руке. Его маленькие глазки смотрят из-под низко нависших
косматых бровей настороженно.
Появляется ВАРВАРА(50), в руке сверток.
Ира беспокойно поглядывает на часы на стене. Они показывают
15.05. Ира встает, подходит к окну.
ЮЛЯ
Что-то задерживается Учитель.
ИРА
(облегченно вздохнув)
Пришел!
Даша с волнением глядит на дверь. Она распахивается, и в
избу быстро входит ВОЛКОВ(40), красивый, высокий, стройный,
в берете. Он тяжело дышит.
ВОЛКОВ
Добрый день! В Сосновске дела
задержали.
Волков смотрит на Дашу.
ДАША
Я хотела бы пожить здесь
несколько дней, приобщиться к
вашему учению. Можно?
ВОЛКОВ
(сдержанно)
Хорошо… А Степаныч где?
ИРА
За грибами пошел.
Волков, на ходу снимая берет, открыв со скрипом дверцу,
скрывается за перегородкой. Вскоре появляется снова. Он
аккуратно причесан. Все уже сидят за столом. Волков
садится на табуретку. Валера достает тетрадь, ручку и с
безграничным доверием устремляет на Волкова свои ясные глаза.
Анюта погружена в свои мысли. Оксана смотрит на Волкова с
каким-то вызовом, Ира и Юля – с обожанием.
ВОЛКОВ
Поговорим сегодня о чувствах.
Даша незаметно вытаскивает из кармана сотовый телефон, кладет
его под столом себе на колени и включает диктофон.
ДАША
(ГЗК)
Чувствую себя преступницей.
ВОЛКОВ
Не обуздывайте свои чувства. Живите
полнокровной жизнью. Спешите жить.
(принимает глубокомысленный
вид)
Нет ничего обиднее, чем понять,
что надо жить настоящим, а
не будущим, когда осталось только
прошлое.
Валера записывает.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
ГАВРИЛЫЧ
Извиняюсь, мне пора.
(поднимает с пола сумку)
Моя вот тут передала.
(вынимает из сумки яйца,
кладет осторожно на стол)
Помогли коренья.
(встает)
Благодарствуем.
ВАРВАРА
Гаврилыч, меня подожди.
Гаврилыч садится.
ВАРВАРА
(продолжая)
Я что пришла, Вадим Кириллович.
Людка, дочка, задурила. Мужику
одному, зэку бывшему, на шею
вешается. А только школу кончила…
ГАВРИЛЫЧ
Варя, это Сереге, что ли?
Юля напрягается.
ВАРВАРА
Ну. Первый парень на деревне!
Это у них после того, как он Юльку
выгнал, случилось. Людка у меня
порядочная…
ЮЛЯ
Я сама ушла.
ВАРВАРА
Попользовался, а теперь гонит,
материт. А она проходу ему не дает.
Стыд и срам. Отец иногда в сердцах
подзатыльников ей надает. А она:
«Жить без него не могу!» Что делать,
Вадим Кириллович?
ВОЛКОВ
(принимает глубокомысленный
вид)
В отношениях между людьми прав
тот, кто сильнее любит.
Варвара озадачено смотрит на Волкова. Валера записывает.
ВОЛКОВ
Ждите. Со временем она сама поймет,
что не того полюбила.
ВАРВАРА
Может, вы какой заговор знаете?
ВОЛКОВ
Не верьте в заговоры.
Волков принимает глубокомысленный вид.
ДАША(ГЗК)
Сейчас очередную сентенцию выдаст.
ВОЛКОВ
Жизнь человека определяют три вещи:
его воля, среда и случай.
Валера записывает.
ВАРВАРА
А еще у Людки перхоть.
Волков снимает со стену пучок листьев.
ВОЛКОВ
Это листья брусники. Пусть отвар
из них пьет.
ВАРВАРА
(берет пучок)
Дай вам бог здоровья.
(кладет сверток на стол)
Я тут вам сальца домашнего
принесла.
Варвара и Гаврилыч уходят.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Часы на стене показывают 16.10.
ВОЛКОВ
Помните: осуществление ваших
желаний не должно приносить вред
другим людям. Может быть, есть
вопросы?
ИРА
Учитель, совок у вас?
ВОЛКОВ
(с некоторым удивлением)
Нет.
ВАЛЕРА
Есть ли жизнь после смерти,
Учитель?
ВОЛКОВ
Нет. Но есть два подобия
бессмертия: дети и творчество.
Валера записывает.
ДАША
(показывая на лекарственные
растения)
Вы врач?
ВОЛКОВ
Нет. Это мое хобби. Нет
больше вопросов? Тогда лекция
закончена.
Даша выключает телефон, сует его украдкой в карман.
Валера прощается и уходит.
ИРА
Самый прилежный ученик. Ни одной
лекции не пропускает.
ЮЛЯ
Наташа тоже не пропускала. А
сегодня не пришла.
Оксана бросает на Волкова быстрый острый взгляд. Волкова
этот взгляд смущает.
Даша хочет что-то сказать, но передумывает.
ФЛЭШБЭК
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНГО РЕДАКТОРА – УТРО
В кабинете Главный редактор и Даша.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Ни во что не вмешивайся. Только
наблюдай.
КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
ВОЛКОВ
(озабоченно)
Странно, что Степаныч на лекцию
не пришел. Не мог же он
заблудиться.
ОКСАНА
(Юле)
Вы же с ним вместе за
грибами пошли.
ЮЛЯ
Мы потом… в разные стороны
разошлись.
ОКСАНА
Похоже, он в деревню слинял,
бухнуть. Ему же раз в полмесяца
обязательно нажраться надо.
ИРА
(укоризненно)
Оксана!
ОКСАНА
Душа, говорит, требует.
ЮЛЯ
Он бы корзину с грибами сюда
принес сначала.
ВОЛКОВ
Пойду поищу.
Волков уходит.
ИРА
А мы совок поищем.
Все, кроме Даши, выходят из избы.
Даша приоткрывает дверь в угловую комнатку, видит раскладушку,
стол, табуретку, полку с книгами. На столе пишущая
машинка, керосиновая лампа.
Возвращается Оксана.
ОКСАНА
Я типа не поняла. Ты что
высматриваешь?
Возвращаются Анюта и Юля. Даша молча выходит из избы.
Ира сидит на врытой в землю скамью. Даша садится рядом.
ДАША
Нашли?
ИРА
Нет. Странно.
ДАША
Вы пятеро почему здесь
остались жить?
ИРА
Степаныч бомжом был. До этого
сидел. Ему уже под шестьдесят.
Оксана из детдома. Юля от мужа
ушла. Она из Сосновска. Из
интеллигентной семьи. Стала с
ним переписываться, когда он еще
срок отбывал. Это же романтика!
ВОЛКОВ (ЗК)
(кричит вдали)
Степаныч!
ИРА
Как только освободился,
поженились. Хотя ее родители были
против. Однажды Сергей ее ударил.
Юля, девушка гордая, поехала домой.
А родители ее не приняли. Она
сюда пришла.
ВОЛКОВ(ЗК)
(кричит вдали)
Степаныч!
ИРА
Анюта местная. В десятый перешла.
Дома пьянки, скандалы. Климовская
шпана ей прохода не дает,
красавице такой. Как каникулы
начались, к нам переселилась.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
В избе Ира, Юля, Оксана, Анюта и Даша.
Входит Волков.
ВОЛКОВ
Не нашел я Степаныча.
ОКСАНА
Да реально он в деревне.
Волков проходит в свою каморку.
ДАША
Пойду прогуляюсь.
ИРА
Только далеко не уходи.
И держись каких-нибудь
ориентиров.
Даша уходит.
НАТ. ТАЙГА – ДЕНЬ
Даша по узкой тропинке углубляется в тайгу. Садится на
пень. Достает телефон. Пытается позвонить. Связи нет.
Прячет телефон. Достает записную книжку. Пишет. Думает.
Снова пишет. Прячет записную книжку. Идет дальше. Выходит к
ручью. Здесь тропинка обрывается. В одном месте дно углубили.
Видимо, здесь берут воду.
Даша идет вдоль ручья. И приходит в место живописное и
мрачное. Здесь валяются несколько сосен. Они покрыты мхом. Их
корни напоминают застывшие щупальца. Вдруг Даша видит
металлический совок. Он лежит возле одного из поваленных
деревьев. Под стволом вырыта ямка. На ее дне валяются осколки
банки. Даша хочет поднять совок, но передумывает. Идет назад.
ИНТ. ИЗБА – ВЕЧЕР
Избу неярко освещает керосиновая лампа.
Девушки укладываются спать на полу. Юля, Оксана, Анюта и
Даша залезают в спальные мешки.
ОКСАНА
(Даше)
А зачем ты одежду под голову
положила?
ДАША
Просто… Люблю, чтобы голова
высоко была.
Ира тушит лампу и тоже залезает в спальник.
ИНТ. ИЗБА – УТРО
Все сидят за столом, завтракают.
ДАША
Я хочу немного денег внести,
тысячу рублей. Все-таки я здесь
живу, питаюсь…
ВОЛКОВ
Ничего не надо, Даша.
ДАША
И все же я чувствую, что надо.
Даша кладет перед Волковым купюру.
ВОЛКОВ
Хорошо.
(берет деньги)
ИРА
(удивленно)
А совок-то на месте!
У печки лежит совок.
НАТ. ТАЙГА – УТРО
Юля и Даша идут с ведрами к ручью.
ЮЛЯ
Лес застыл без печали и шума.
Виснет темь, как платок,
за сосной. Есенин.
ДАША
На какие средства вы живете?
ЮЛЯ
У Учителя сбережения есть. И
продукты иногда приносят. Он
сначала не хотел брать. Люди
обижались. Теперь не отказывается.
Юля и Даша приходят к ручью. Наполняют ведра. Юля разувается,
моет ноги.
Даша идет к поваленным соснам. Ни совка, ни осколков не видно.
Ямка аккуратно засыпана землей. Даша неподвижно стоит
несколько секунд. Потом идет назад.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
Девушки сидят за столом. Входят Валера, КОЛЯН(17),
маленький и вертлявый, губы постоянно кривятся в недоброй
ухмылке, и ТОЛЯН(17), высокий, сутулый, лопоухий, глаза
тусклые.
ЮЛЯ
(Даше, шепотом)
Шпана местная.
Валера со смущенным и виноватым видом разводит слегка руками.
ВАЛЕРА
Вот тоже захотели послушать.
КОЛЯН
И послушать пришли, и как эти…
как парламентарии.
(подходит к Юле)
Серега просил передать: ты можешь
вернуться.
Юля смеется коротким довольным смехом.
ЮЛЯ
(презрительно)
И это все?
(горделиво вскидывает голову)
Если хочет, чтобы я вернулась,
пусть сам попросит.
ТОЛЯН
(Анюте, грубо)
Жора, короче, сказал: ты от
него и здесь не спрячешься.
Короче, все равно его будешь.
АНЮТА
(опустив глаза, тихо)
Никогда.
Валера, Колян и Толян садятся за стол.
Часы на стене показывают 15.00. Из каморки выходит Волков.
Оглядывает всех. Садится на табуретку.
Даша украдкой включает диктофон.
ВОЛКОВ
Поговорим сегодня об истине.
В мире есть две святыни:
человеческая личность и
истина.
Валера записывает. Колян смеется.
КОЛЯН
Во строчит-старается!
Толян тупо ухмыляется. Девушки шикают на Коляна.
ВОЛКОВ
Начиная постигать истину,
отбросьте мистику и всякие
псевдонаучные учения вроде
астрологии…
КОЛЯН
А вы что не записываете, девочки?
На свою девичью память надеетесь?
Волков смотрит на Коляна.
ВАЛЕРА
(Коляну, тихо)
Вы же обещали.
КОЛЯН
Ты не вякай. Пиши!
ВОЛКОВ
Вы мешаете.
КОЛЯН
Да мы слушаем, профессор.
Постигание истины. Дальше!
ВОЛКОВ
(пауза)
Конечно, надо знать развитие
философской мысли.
ЮЛЯ
Чтобы велосипед не изобретать.
ВОЛКОВ
Верно. Но истину нужно искать
самостоятельно.
Колян толкает локтем Толяна и мотает головой в сторону Иры.
КОЛЯН
Как на Профессора вылупилась!
Прямо в рот заглядывает.
ОКСАНА
Да замолчишь ты?
Колян поворачивается к Оксане.
КОЛЯН
А ты что такая размалеванная? Как
настоящая…
Колян не договаривает, только ухмыляется.
ТОЛЯН
Как проститутка, короче.
ВОЛКОВ
Уходите!
КОЛЯН
(нагло смотрит на
Волкова)
А если мы не уйдем?
Волков хочет встать, но сдерживается. Он напряженно ждет.
ЮЛЯ
Уходите!
ДАША
Уходите!
ОКСАНА
Убирайтесь!
Со стороны огорода слышатся шаги, голоса, и в избу входят
СКВОРЦОВ(22), и РЫЖИЙ(22), атлетического телосложения. За
спинами у них огромные рюкзаки.
Даша со страхом смотрит на Скворцова.
ДАША(ГЗК)
Это же Скворцов, студент. Я
у него интервью брала.
РЫЖИЙ
В последний день своего
турпохода решили завернуть
к вам.
(с легкой иронией)
Приобщиться к истине, так сказать.
Скворцов приглядывается к Даше.
ВОЛКОВ
Садитесь.
Скворцов и Рыжий снимают рюкзаки, ставят их у входа.
ОКСАНА
Вы вот этих помогите
выпроводить. Учителю мешают.
Рыжий оценивающе оглядывает Коляна и Толяна.
РЫЖИЙ
(весело)
Это можно. Вспомню свою
тэквандовскую юность.
Колян и Толян встают.
КОЛЯН
(недобрым тоном)
Еще увидимся!
Колян и Толян уходят. Скворцов и Рыжий садятся.
Скворцов присматривается к Даше.
ВОЛКОВ
К чужим истинам относитесь
критически.
СКВОРЦОВ
(Даше, тихо)
По-моему, я вас где-то видел.
ДАША
(тихо)
Не думаю. Наверно вы меня с
кем-то спутали.
ВОЛКОВ
Ничего не принимайте на веру.
Валера непонимающим, недоуменным взглядом смотрит на Волкова.
ВАЛЕРА
Значит, я не должен вам верить,
Учитель?
ВОЛКОВ
Слепо не верь, Валера.
Волков принимает глубокомысленный вид.
ВОЛКОВ
Слепая вера – от робости души
и лености ума.
На этот раз Валера не записывает.
СКВОРЦОВ
(улыбаясь, тихо)
Вспомнил, где мы встречались.
В прошлом году вы…
Даша смотрит на него умоляюще и, едва заметно, отрицательно
мотает головой.
Это замечает Оксана и впивается в Дашу глазами.
Скворцов понимает Дашу.
СКВОРЦОВ
(тихо, смущенно)
Нет, я, кажется, обознался.
ВОЛКОВ
Принимайте только то, что не
противоречит вашему опыту,
здравому смыслу, интуиции.
Ни за что на свете не
теряйте духовной свободы!
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
Часы показывают 16.15
ВОЛКОВ
Может быть, есть вопросы?
СКВОРЦОВ
Что такое прогресс?
ВОЛКОВ
Увеличение доли культурных и
порядочных людей.
РЫЖИЙ
Как вы относитесь к сектам?
ВОЛКОВ
Секты – это страшно! В них духовно
порабощают.
СКВОРЦОВ
Ваше любимое изречение?
ВОЛКОВ
Слова Эйнштейна: «Достоевский дает
мне больше, чем любой научный
мыслитель…»
РЫЖИЙ
(Скворцову)
На автобус опоздаем.
Скворцов и Рыжий встают, надевают рюкзаки, прощаются и уходят.
Валера сдержанно прощается и уходит.
ЮЛЯ
Валера как будто обиделся. На что?
ИРА
Даже записывать перестал.
ВОЛКОВ
Есть люди, которые испытывают
потребность в сильной личности.
Они хотят ей верить и подчиняться.
Из таких людей состоят секты, на
таких людей опираются диктаторские
режимы. Валера, очевидно, из этой
породы.
Волков уходит в свою каморку. Стучит пишущая машинка.
ДАША
А Жора – это кто?
ЮЛЯ
Старший брат Толяна, лопоухого
вот этого.
АНЮТА
Главный отморозок.
ЮЛЯ
Животное. Шрек, только злой.
Если что-то не по нему –
кулачищи свои сразу в ход
пускает. Он только с Сергеем
считается. Его и взрослые мужики
побаиваются. К девушкам вечно
пристает.
Анюта выходит из избы.
ИРА
Что-то Анюту тревожит. Всю ночь
ворочалась. Ест через силу.
ОКСАНА
(недобро усмехаясь)
Наверно, по Учителю сохнет.
ИРА
Нет, не похоже.
Анюта возвращается.
АНЮТА
Мои идут.
Входят МАТЬ АНЮТЫ(40), крупная растрепанная женщина с
испитым лицом, и ЕГОР(45), с большими залысинами и толстыми
губами. Оба пьяны.
МАТЬ АНЮТЫ
(хриплым, пропитым голосом)
Всем здрасте!
Волков выходит из каморки.
МАТЬ АНЮТЫ
За тобой, дочка, пришла.
(всплескивает руками)
Ты что такая замученная?
(с грозным видом
поворачивается к
Волкову)
Ты во что ее превратил?
АНЮТА
Все хорошо, мама. Ко мне
здесь хорошо относятся.
МАТЬ АНЮТЫ
(Волкову)
Заберу ее отсюда, от греха
подальше. Раз твои воспитанницы
вешаются.
ВОЛКОВ
(недоуменно)
Вешаются?
МАТЬ АНЮТЫ
Повесилась же вчера Наташка
из Желтого Яра!
Наступает молчание. Волков садится за стол и обхватывает
голову руками.
МАТЬ АНЮТЫ
Так что, Анька, собирайся. Пошли!
АНЮТА
Мама, в деревне Жорка проходу не
дает. Угрожает. Я его боюсь.
МАТЬ АНЮТЫ
Вот подонок!
ЕГОР
(молодцевато расправляя плечи)
У тебя отец есть. Я тебя, дочка,
от всех защищу.
АНЮТА
(шепчет)
Уж кто бы говорил.
ЕГОР
Я тебе как отец говорю:
возвращайся.
АНЮТА
Да не отец вы мне!
ЕГОР
Ладно, пусть отчим. Все равно
родной человек. По дому, по
хозяйству помогать надо или
нет? Мать болеет.
МАТЬ АНЮТЫ
Я болею.
АНЮТА
Да знаю я твою болезнь, мама.
Не пей – и не будешь болеть.
МАТЬ АНЮТЫ
(возвышая голос)
Мать учить будешь, паскуда?
ВОЛКОВ
Не надо оскорблять! Упреки,
обвинения – это одно, а
оскорбления – принципиально
другое. Почему мы, русские, эту
грань не чувствуем?
ЕГОР
(примирительно)
А кто не пьет? Все пьют. Вон
Митька-сосед… Вроде много не
пил никогда, а сейчас второй день
гудит.
Анюта испуганно, открыв рот, смотрит на Егора.
ЮЛЯ
А дядя Леня в Климовке?
ЕГОР
Это Степаныч что ли?
Не видел.
МАТЬ АНЮТЫ
(Анюте)
Ну ты идешь, нет?
АНЮТА
Я здесь останусь.
МАТЬ АНЮТЫ
(указывая пальцем на
Волкова)
Его работа! Раньше она послушная
была.
Мать Анюты и Егор идут к двери. У порога останавливаются.
ЕГОР
Как-нибудь приду послушать,
чему ты учишь, Профессор. Говорят,
ты на своих уроках интеллигентов
восхваляешь. А мы, значит, темный
народ, чернь? Дворян жалеешь. А
знаешь, сколько их у Власова
служило?
МАТЬ АНЮТЫ
(тянет Егора за рукав)
Да пойдем уже, умник!
Они уходят.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ
Пояснение:
НАТ – вне помещения
ИНТ – в помещении
ВПЗ – вне поля зрения
ЗК – за кадром
ГЗК – голос за кадром
КРП – крупный план
ФЛЭШБЭК – возвращение в прошлое
Трехсерийный сценарий по повести «Учитель жизни»
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – ДЕНЬ
За столом ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,(45), низенький полный подвижныйчеловек. На диване ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА(27), в руках сумочка.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
(взволнованно)
Спасите мою подругу! Только на вашу
газету надежда. В полиции твердят,
что нет состава преступления. Ира
попала под влияние какого-то
проходимца. Фамилия вроде Волков.
Она его Гуру называет.
Главный редактор смотрит на Посетительницу внимательными,
умными глазками.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
(продолжая)
Бросила престижную работу,
продала свою двухкомнатную
квартиру в центре Красноярска и
уехала к нему, в тайгу. Вот адрес.
Посетительница достает из сумочки листок, передает
Главному редактору.
ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА
Все деньги от продажи квартиры
ему отдала. С ней там еще три
девушки…
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – УТРО
В кабинете сидят сотрудники газеты: ДАША(25), миловидная,
стройная, вид встревоженный, КСЮША(28), ОЛЕГ(30), а также
пожилой журналист с клюшкой, две журналистки.
КСЮША
(Даше)
Да не переживай ты так!
ДАША
Ксюша, если Юрий Алексеевич и эту
мою статью забракует, тогда… Тогда
меня уволят!
ОЛЕГ
Дашенька, всегда рассчитывай не
на худшее, а на лучшее.
Наши мысли материализуются. Сейчас
Главный войдет и скажет: «Блеск!
Профессионально написано, Даша».
Это у него высшая похвала.
Входит Главный редактор. Все замолкают. Главный редактор
быстро проходит к своему столу, садится.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Блеск! Профессионально написано,
Ксюша.
(смотрит на Дашу,
страдальческим тоном)
Даша, я устал повторять. Острота
нужна, хлесткость. А у тебя
все пресно и вяло. Читатель
заскучает на первом абзаце. Одним
словом, не годится статья!
Даша опускает голову.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(продолжая)
Тебе, Олег, особое задание. В
области мессия объявился. В
деревеньке одной, в Климовке.
Некто Волков. Секту сколотил. Из
девушек в основном. Внедришься,
выведешь на чистую воду.
ОЛЕГ
Не могу, Юрий Алексеевич. Мать
тяжело болеет.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Очень жаль.
(скороговоркой)
Желаю ей скорого выздоровления.
Олег кивает.
ДАША
Юрий Алексеевич, пошлите меня!
(ГЗК)
Это мой последний шанс.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тебя?
(отмахивается)
Да нет, здесь мужик нужен. Мало
ли что.
(оглядывает присутствующих)
Да, мужчин у нас явный недобор.
ДАША
(поднимается)
Я справлюсь, Юрий Алексеевич!
Главный редактор пытливо смотрит на Дашу. Вздыхает.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Ну что ж, рискнем. Девушка, по
крайней мере, вызовет меньше
подозрений.
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА – УТРО. ПОЗЖЕ
В кабинете Главный редактор и Даша. Он сидит за столом, она
стоит у стола.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(берет со стола письмо)
Учительница пишет. О своей ученице.
(читает)
«Наташа певуньей, хохотуньей была!
А как в секту попала – загрустила.
Из отличницы стала троечницей…»
(берет другое письмо, читает)
«Волков сбивает молодежь с
правильного пути… Он организовал
в Климовке не то секту, не то
гарем. Мы боимся за наших дочек и
внучек!»
Главный редактор подходит к карте Красноярской области на
стене. Даша становится рядом.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(тычет пальцем в карту)
Вот городок Сосновск. Это поселок
Желтый Яр. А вот та самая Климовка.
(поворачивается к Даше)
Звони почаще. Держи в курсе.
Все интересное на сотовый
записывай, снимай. Скрытой камерой,
что называется.
Даша хмурится, хочет возразить, но сдерживается.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(продолжая)
Легенда у тебя такая: ты
учительница. Усомнилась в том,
что написано в учебниках. Хочешь
узнать истину.
ДАША(ГЗК)
Так, наверно, шпионов готовят
перед засылкой.
ИНТ. АВТОБУС – ДЕНЬ
Даша сидит у окна, смотрит на мелькающие за окном сосны.
Рядом с ней сидит ПЕТРОВНА(60), благообразная старушка в
косынке. Перед Дашей сидит СЕРГЕЙ(25), у него белокурые
волнистые волосы, жестко сжатые губы, тяжелый взгляд. Позади
Даши УЧИТЕЛЬНИЦА(40), в очках, лицо строгое.
У противоположного окна БАБА МАНЯ(65). На заднем сиденье
ПЬЯНЫЙ(35).
ПЕТРОВНА
(Даше)
Куда, дочка, едешь?
ДАША
В Климовку.
ПЕТРОВНА
Родных навестить?
ДАША
Нет. Живет там один мудрый человек,
Волков. Его хочу послушать.
ПЕТРОВНА
(всплеснув руками)
Вот это ты правильно надумала,
дочка! Таких мудрецов, точно, не
сыскать. Учитель жизни! Я не
нарадуюсь, что внучек мой Валера
каждый день слушать его ходит.
Пьяный пытается петь.
Петровна на несколько секунд замолкает.
ПЕТРОВНА
В три часа Учитель проповедь
говорит. А потом пишет.
(благоговейно)
Послание людям!
СЕРГЕЙ
(вполоборота)
Я смотрю, совсем он тебе,
Петровна, голову заморочил. А вам,
девушка, от души советую держаться
от Волкова подальше.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Моя ученица Наташа на тройки
съехала, как в секту попала.
А была отличницей.
ПЬЯНЫЙ
Сатанисты это, сатанисты…
ПЕТРОВНА
(всплеснув руками)
Да он святой человек!
УЧИТЕЛЬНИЦА
(Петровне)
Шарлатан этот ваш Волков. Его
давно посадить пора.
ПЬЯНЫЙ
Крыша у него… Они с участковым…
кореша…
УЧИТЕЛЬНИЦА
По трем статьям.
(загибает палец)
За незаконное врачевание – раз.
(загибает второй палец)
За мошенничество – два.
(загибает третий палец)
За совращение несовершеннолетних –
три.
Петровна ахает, устремляет глаза вверх, на крышу автобуса, и
истово крестится.
БАБА МАНЯ
Говорят, Сережа, и Юля твоя в секте?
Ушла она от тебя?
СЕРГЕЙ
Я ее выгнал.
Пьяный затягивает песню, но тут же замолкает.
БАБА МАНЯ
За что? Да где ты еще такую
найдешь? Красавица. Культурная.
Воспитанная. И за такого как ты
вышла.
СЕРГЕЙ
(резко поворачивается к
Бабе Мане)
Это за какого за такого?
БАБА МАНЯ
(смутившись)
За отбывавшего… Да это я так
брякнула…
СЕРГЕЙ
То-то… Воспитанная, говоришь?
Неправильно воспитанная. Гонора
слишком много. Разве жена должна
себя выше мужа ставить? Жена
должна мужа почитать. И в хозяйстве
от нее толку никакого.
За что не возьмется – только
напортит. Городская, короче!
ПЬЯНЫЙ
В секте-то ей гонор… собьют…
Автобус останавливается.
СЕРГЕЙ
(Даше)
Желтый Яр. Конечная.
НАТ. ПОСЕЛОК. ОСТАНОВКА – ДЕНЬ
Погода ненастная. Небо затянуто серыми тучами. Дует ветер.
Все выходят из автобуса. Даша надевает рюкзак. Пьяный
уходит.
БАБА МАНЯ
Холодный нынче июнь.
Баба Маня прощается и уходит.
ПЕТРОВНА
(Даше)
Я сама из Климовки, но тебе,
дочка, сегодня не попутчица.
Вот Сережа тебя проводит.
СЕРГЕЙ
Я бы с удовольствием,
но у меня здесь дела.
Сергей прощается и уходит.
УЧИТЕЛЬНИЦА
(Даше)
Нехороший он парень. До смерти
одного забил. В драке он зверем
становится.
НАТ. ПОСЕЛОК. УЛИЦА – ДЕНЬ
Учительница, Петровна и Даша идут по улице.
Останавливаются.
ПЕТРОВНА
Мне теперь направо.
(Даше)
Ты, значит, вон по той дороге так
и иди.
(показывает на ухабистую
дорогу, ведущую из
поселка)
Минут сорок ходьбы. Не доходя
деревни увидишь справа мосток.
Перейдешь – и по тропинке в лес.
Увидишь на поляне избу. В ней
Учитель и живет.
К ним подбегает ЖЕНЩИНА(45), с длинной русой косой.
ЖЕНЩИНА
(взволнованно)
Наташа повесилась!
Петровна крестится.
ПЕТРОВНА
О господи!
УЧИТЕЛЬНИЦА
(взволнованно)
Наташа Иванова?
ЖЕНЩИНА
Она. Пошла вчера как обычно в
секту, а вечером не вернулась.
Явилась утром. Веки красные,
опухшие. В глазах – тоска. И сразу
в ванную. Родители и сообразить
ничего не успели. Заперлась и
повесилась.
УЧИТЕЛЬНИЦА
(тихо)
Теперь не отвертится.
НАТ. ДОРОГА – ДЕНЬ
Даша идет по дороге. Вид у нее встревоженный. Дорога тянется
вдоль тихой речки. На противоположной стороне к речке
вплотную подходит тайга. Слева от дороги тянутся луга и
поля. За ними – тоже тайга.
Даша подходит к невысокому холму. На холме виднеются крыши
деревни. Через речку перекинуты две балки. Даша сходит с
дороги, подходит к мосту. Внизу, у самой воды, сидит
УСАТЫЙ(35), у него худое лицо, пышные светлые усы. На рыбака
он не похож: удочки не видно. Он нервно курит и вглядывается
в лес на противоположном берегу. Много окурков валяется
вокруг. Услышав шаги, Усатый поднимает голову и бросает на
Дашу беспокойный неприязненный взгляд. Она поспешно переходит
на другой берег. Оглядывается. Усатый не спускает с нее глаз.
Даша быстро идет по тропе.
НАТ. ТАЙГА – ДЕНЬ
Даша идет по тропе.
Вдруг впереди слышится легкий топот. Даша поспешно сходит с
тропы и становится за сосну. По тропе бежит АНЮТА(17). Она
необыкновенно красива. На ней короткая куртка поверх
короткого платья. Анюта испуганно оглядывается. Она пробегает
мимо.
Даша провожает Анюту глазами, пока та не скрывается за
деревьями. Затем неуверенно продолжает путь.
Внезапно сзади мужской голос кричит, требует остановиться.
Даша вздрагивает, останавливается, испуганно оборачивается.
Никого не видно. Крик повторяется, слабее и дальше. Даша
ускоряет шаг.
НАТ. ПОЛЯНА – ДЕНЬ
Тропа выводит Дашу на поляну. В центре ее стоит изба.
Рядом сарайчик, в нем лежат дрова. За избой огород. За
огородом тропинка продолжается.
Из сарая выходит ЮЛЯ(25) с несколькими поленьями,
красивая, статная. Голову она держит высоко,
даже горделиво. Заметив Дашу, Юля останавливается.
Дверь избы отворяется. На крыльцо выходит ИРА(28), высокая,
худая женщина с приятными чертами лица. Глаза добрые,
наивные и грустные.
ДАША
Здравствуйте! Я ищу Волкова.
ИРА
(мягко и вежливо)
Добрый день! Учитель еще не
пришел. Проходите в дом.
Даша входит в избу.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
В середине избы стоит русская печь. Правый дальний угол
отгорожен дощатой перегородкой. Она делит одно из окон
пополам. В перегородке сделана дверь. Справа на полу на
спальном мешке, под пледом кто-то сопит. Несколько спальников
свернуты. На стене справа висят на гвоздиках коренья, пучки
трав, листьев, цветов. Слева стоит длинный стол, две скамьи,
у торца стола – табуретка. На левой стене висят часы и лист
ватмана с надписью крупными буквами «Спешите делать добро».
К дальней стене прибиты полки, на них посуда, вещи.
С потолка свисает керосиновая лампа.
Входит Юля, кладет поленья перед печкой.
ДАША
Я хотела бы пожить здесь
несколько дней, приобщиться к его
учению.
ИРА
Думаю, Учитель не станет возражать.
Будем знакомиться. Ира.
ДАША
Даша.
ИРА
Очень приятно.
ЮЛЯ
(сдержанно)
Юля.
Даша вдруг замечает, что из-под пледа на нее враждебно смотрят
чьи-то глаза.
ИРА
Оксана, подмести бы надо.
Урок скоро. Твоя очередь.
Отбросив плед, встает ОКСАНА(17), крепко сбитая, с короткими рыжими волосами и веснушчатым невзрачным лицом. Губы, брови и ресницы густо накрашены. На ней розовая блузка, толстые
красные колготки и зеленая мини-юбка.
Оксана с недовольной гримасой берет веник, начинает мести.
ДАША
Вы живете здесь вчетвером?
ИРА
Нет, с нами еще Степаныч и Анюта.
Другие только на лекции приходят.
ОКСАНА
(оглядываясь)
Совка не вижу.
В избу входит Анюта. В ее глазах смятение. Увидев Дашу, Анюта
останавливается.
ИРА
(взволнованно)
Анюта, что случилось? На тебе
лица нет!
АНЮТА
Ничего… не случилось…
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
В избе Ира, Юля, Оксана, Анюта и Даша.
В дверь стучат. Входит ВАЛЕРА(18), юноша с благообразным
лицом. Девушки встречают его приветливо.
Вскоре приходит ГАВРИЛЫЧ(57), низенький мужчина с сумкой
в руке. Его маленькие глазки смотрят из-под низко нависших
косматых бровей настороженно.
Появляется ВАРВАРА(50), в руке сверток.
Ира беспокойно поглядывает на часы на стене. Они показывают
15.05. Ира встает, подходит к окну.
ЮЛЯ
Что-то задерживается Учитель.
ИРА
(облегченно вздохнув)
Пришел!
Даша с волнением глядит на дверь. Она распахивается, и в
избу быстро входит ВОЛКОВ(40), красивый, высокий, стройный,
в берете. Он тяжело дышит.
ВОЛКОВ
Добрый день! В Сосновске дела
задержали.
Волков смотрит на Дашу.
ДАША
Я хотела бы пожить здесь
несколько дней, приобщиться к
вашему учению. Можно?
ВОЛКОВ
(сдержанно)
Хорошо… А Степаныч где?
ИРА
За грибами пошел.
Волков, на ходу снимая берет, открыв со скрипом дверцу,
скрывается за перегородкой. Вскоре появляется снова. Он
аккуратно причесан. Все уже сидят за столом. Волков
садится на табуретку. Валера достает тетрадь, ручку и с
безграничным доверием устремляет на Волкова свои ясные глаза.
Анюта погружена в свои мысли. Оксана смотрит на Волкова с
каким-то вызовом, Ира и Юля – с обожанием.
ВОЛКОВ
Поговорим сегодня о чувствах.
Даша незаметно вытаскивает из кармана сотовый телефон, кладет
его под столом себе на колени и включает диктофон.
ДАША
(ГЗК)
Чувствую себя преступницей.
ВОЛКОВ
Не обуздывайте свои чувства. Живите
полнокровной жизнью. Спешите жить.
(принимает глубокомысленный
вид)
Нет ничего обиднее, чем понять,
что надо жить настоящим, а
не будущим, когда осталось только
прошлое.
Валера записывает.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
ГАВРИЛЫЧ
Извиняюсь, мне пора.
(поднимает с пола сумку)
Моя вот тут передала.
(вынимает из сумки яйца,
кладет осторожно на стол)
Помогли коренья.
(встает)
Благодарствуем.
ВАРВАРА
Гаврилыч, меня подожди.
Гаврилыч садится.
ВАРВАРА
(продолжая)
Я что пришла, Вадим Кириллович.
Людка, дочка, задурила. Мужику
одному, зэку бывшему, на шею
вешается. А только школу кончила…
ГАВРИЛЫЧ
Варя, это Сереге, что ли?
Юля напрягается.
ВАРВАРА
Ну. Первый парень на деревне!
Это у них после того, как он Юльку
выгнал, случилось. Людка у меня
порядочная…
ЮЛЯ
Я сама ушла.
ВАРВАРА
Попользовался, а теперь гонит,
материт. А она проходу ему не дает.
Стыд и срам. Отец иногда в сердцах
подзатыльников ей надает. А она:
«Жить без него не могу!» Что делать,
Вадим Кириллович?
ВОЛКОВ
(принимает глубокомысленный
вид)
В отношениях между людьми прав
тот, кто сильнее любит.
Варвара озадачено смотрит на Волкова. Валера записывает.
ВОЛКОВ
Ждите. Со временем она сама поймет,
что не того полюбила.
ВАРВАРА
Может, вы какой заговор знаете?
ВОЛКОВ
Не верьте в заговоры.
Волков принимает глубокомысленный вид.
ДАША(ГЗК)
Сейчас очередную сентенцию выдаст.
ВОЛКОВ
Жизнь человека определяют три вещи:
его воля, среда и случай.
Валера записывает.
ВАРВАРА
А еще у Людки перхоть.
Волков снимает со стену пучок листьев.
ВОЛКОВ
Это листья брусники. Пусть отвар
из них пьет.
ВАРВАРА
(берет пучок)
Дай вам бог здоровья.
(кладет сверток на стол)
Я тут вам сальца домашнего
принесла.
Варвара и Гаврилыч уходят.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Часы на стене показывают 16.10.
ВОЛКОВ
Помните: осуществление ваших
желаний не должно приносить вред
другим людям. Может быть, есть
вопросы?
ИРА
Учитель, совок у вас?
ВОЛКОВ
(с некоторым удивлением)
Нет.
ВАЛЕРА
Есть ли жизнь после смерти,
Учитель?
ВОЛКОВ
Нет. Но есть два подобия
бессмертия: дети и творчество.
Валера записывает.
ДАША
(показывая на лекарственные
растения)
Вы врач?
ВОЛКОВ
Нет. Это мое хобби. Нет
больше вопросов? Тогда лекция
закончена.
Даша выключает телефон, сует его украдкой в карман.
Валера прощается и уходит.
ИРА
Самый прилежный ученик. Ни одной
лекции не пропускает.
ЮЛЯ
Наташа тоже не пропускала. А
сегодня не пришла.
Оксана бросает на Волкова быстрый острый взгляд. Волкова
этот взгляд смущает.
Даша хочет что-то сказать, но передумывает.
ФЛЭШБЭК
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНГО РЕДАКТОРА – УТРО
В кабинете Главный редактор и Даша.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Ни во что не вмешивайся. Только
наблюдай.
КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
ВОЛКОВ
(озабоченно)
Странно, что Степаныч на лекцию
не пришел. Не мог же он
заблудиться.
ОКСАНА
(Юле)
Вы же с ним вместе за
грибами пошли.
ЮЛЯ
Мы потом… в разные стороны
разошлись.
ОКСАНА
Похоже, он в деревню слинял,
бухнуть. Ему же раз в полмесяца
обязательно нажраться надо.
ИРА
(укоризненно)
Оксана!
ОКСАНА
Душа, говорит, требует.
ЮЛЯ
Он бы корзину с грибами сюда
принес сначала.
ВОЛКОВ
Пойду поищу.
Волков уходит.
ИРА
А мы совок поищем.
Все, кроме Даши, выходят из избы.
Даша приоткрывает дверь в угловую комнатку, видит раскладушку,
стол, табуретку, полку с книгами. На столе пишущая
машинка, керосиновая лампа.
Возвращается Оксана.
ОКСАНА
Я типа не поняла. Ты что
высматриваешь?
Возвращаются Анюта и Юля. Даша молча выходит из избы.
Ира сидит на врытой в землю скамью. Даша садится рядом.
ДАША
Нашли?
ИРА
Нет. Странно.
ДАША
Вы пятеро почему здесь
остались жить?
ИРА
Степаныч бомжом был. До этого
сидел. Ему уже под шестьдесят.
Оксана из детдома. Юля от мужа
ушла. Она из Сосновска. Из
интеллигентной семьи. Стала с
ним переписываться, когда он еще
срок отбывал. Это же романтика!
ВОЛКОВ (ЗК)
(кричит вдали)
Степаныч!
ИРА
Как только освободился,
поженились. Хотя ее родители были
против. Однажды Сергей ее ударил.
Юля, девушка гордая, поехала домой.
А родители ее не приняли. Она
сюда пришла.
ВОЛКОВ(ЗК)
(кричит вдали)
Степаныч!
ИРА
Анюта местная. В десятый перешла.
Дома пьянки, скандалы. Климовская
шпана ей прохода не дает,
красавице такой. Как каникулы
начались, к нам переселилась.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
В избе Ира, Юля, Оксана, Анюта и Даша.
Входит Волков.
ВОЛКОВ
Не нашел я Степаныча.
ОКСАНА
Да реально он в деревне.
Волков проходит в свою каморку.
ДАША
Пойду прогуляюсь.
ИРА
Только далеко не уходи.
И держись каких-нибудь
ориентиров.
Даша уходит.
НАТ. ТАЙГА – ДЕНЬ
Даша по узкой тропинке углубляется в тайгу. Садится на
пень. Достает телефон. Пытается позвонить. Связи нет.
Прячет телефон. Достает записную книжку. Пишет. Думает.
Снова пишет. Прячет записную книжку. Идет дальше. Выходит к
ручью. Здесь тропинка обрывается. В одном месте дно углубили.
Видимо, здесь берут воду.
Даша идет вдоль ручья. И приходит в место живописное и
мрачное. Здесь валяются несколько сосен. Они покрыты мхом. Их
корни напоминают застывшие щупальца. Вдруг Даша видит
металлический совок. Он лежит возле одного из поваленных
деревьев. Под стволом вырыта ямка. На ее дне валяются осколки
банки. Даша хочет поднять совок, но передумывает. Идет назад.
ИНТ. ИЗБА – ВЕЧЕР
Избу неярко освещает керосиновая лампа.
Девушки укладываются спать на полу. Юля, Оксана, Анюта и
Даша залезают в спальные мешки.
ОКСАНА
(Даше)
А зачем ты одежду под голову
положила?
ДАША
Просто… Люблю, чтобы голова
высоко была.
Ира тушит лампу и тоже залезает в спальник.
ИНТ. ИЗБА – УТРО
Все сидят за столом, завтракают.
ДАША
Я хочу немного денег внести,
тысячу рублей. Все-таки я здесь
живу, питаюсь…
ВОЛКОВ
Ничего не надо, Даша.
ДАША
И все же я чувствую, что надо.
Даша кладет перед Волковым купюру.
ВОЛКОВ
Хорошо.
(берет деньги)
ИРА
(удивленно)
А совок-то на месте!
У печки лежит совок.
НАТ. ТАЙГА – УТРО
Юля и Даша идут с ведрами к ручью.
ЮЛЯ
Лес застыл без печали и шума.
Виснет темь, как платок,
за сосной. Есенин.
ДАША
На какие средства вы живете?
ЮЛЯ
У Учителя сбережения есть. И
продукты иногда приносят. Он
сначала не хотел брать. Люди
обижались. Теперь не отказывается.
Юля и Даша приходят к ручью. Наполняют ведра. Юля разувается,
моет ноги.
Даша идет к поваленным соснам. Ни совка, ни осколков не видно.
Ямка аккуратно засыпана землей. Даша неподвижно стоит
несколько секунд. Потом идет назад.
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ
Девушки сидят за столом. Входят Валера, КОЛЯН(17),
маленький и вертлявый, губы постоянно кривятся в недоброй
ухмылке, и ТОЛЯН(17), высокий, сутулый, лопоухий, глаза
тусклые.
ЮЛЯ
(Даше, шепотом)
Шпана местная.
Валера со смущенным и виноватым видом разводит слегка руками.
ВАЛЕРА
Вот тоже захотели послушать.
КОЛЯН
И послушать пришли, и как эти…
как парламентарии.
(подходит к Юле)
Серега просил передать: ты можешь
вернуться.
Юля смеется коротким довольным смехом.
ЮЛЯ
(презрительно)
И это все?
(горделиво вскидывает голову)
Если хочет, чтобы я вернулась,
пусть сам попросит.
ТОЛЯН
(Анюте, грубо)
Жора, короче, сказал: ты от
него и здесь не спрячешься.
Короче, все равно его будешь.
АНЮТА
(опустив глаза, тихо)
Никогда.
Валера, Колян и Толян садятся за стол.
Часы на стене показывают 15.00. Из каморки выходит Волков.
Оглядывает всех. Садится на табуретку.
Даша украдкой включает диктофон.
ВОЛКОВ
Поговорим сегодня об истине.
В мире есть две святыни:
человеческая личность и
истина.
Валера записывает. Колян смеется.
КОЛЯН
Во строчит-старается!
Толян тупо ухмыляется. Девушки шикают на Коляна.
ВОЛКОВ
Начиная постигать истину,
отбросьте мистику и всякие
псевдонаучные учения вроде
астрологии…
КОЛЯН
А вы что не записываете, девочки?
На свою девичью память надеетесь?
Волков смотрит на Коляна.
ВАЛЕРА
(Коляну, тихо)
Вы же обещали.
КОЛЯН
Ты не вякай. Пиши!
ВОЛКОВ
Вы мешаете.
КОЛЯН
Да мы слушаем, профессор.
Постигание истины. Дальше!
ВОЛКОВ
(пауза)
Конечно, надо знать развитие
философской мысли.
ЮЛЯ
Чтобы велосипед не изобретать.
ВОЛКОВ
Верно. Но истину нужно искать
самостоятельно.
Колян толкает локтем Толяна и мотает головой в сторону Иры.
КОЛЯН
Как на Профессора вылупилась!
Прямо в рот заглядывает.
ОКСАНА
Да замолчишь ты?
Колян поворачивается к Оксане.
КОЛЯН
А ты что такая размалеванная? Как
настоящая…
Колян не договаривает, только ухмыляется.
ТОЛЯН
Как проститутка, короче.
ВОЛКОВ
Уходите!
КОЛЯН
(нагло смотрит на
Волкова)
А если мы не уйдем?
Волков хочет встать, но сдерживается. Он напряженно ждет.
ЮЛЯ
Уходите!
ДАША
Уходите!
ОКСАНА
Убирайтесь!
Со стороны огорода слышатся шаги, голоса, и в избу входят
СКВОРЦОВ(22), и РЫЖИЙ(22), атлетического телосложения. За
спинами у них огромные рюкзаки.
Даша со страхом смотрит на Скворцова.
ДАША(ГЗК)
Это же Скворцов, студент. Я
у него интервью брала.
РЫЖИЙ
В последний день своего
турпохода решили завернуть
к вам.
(с легкой иронией)
Приобщиться к истине, так сказать.
Скворцов приглядывается к Даше.
ВОЛКОВ
Садитесь.
Скворцов и Рыжий снимают рюкзаки, ставят их у входа.
ОКСАНА
Вы вот этих помогите
выпроводить. Учителю мешают.
Рыжий оценивающе оглядывает Коляна и Толяна.
РЫЖИЙ
(весело)
Это можно. Вспомню свою
тэквандовскую юность.
Колян и Толян встают.
КОЛЯН
(недобрым тоном)
Еще увидимся!
Колян и Толян уходят. Скворцов и Рыжий садятся.
Скворцов присматривается к Даше.
ВОЛКОВ
К чужим истинам относитесь
критически.
СКВОРЦОВ
(Даше, тихо)
По-моему, я вас где-то видел.
ДАША
(тихо)
Не думаю. Наверно вы меня с
кем-то спутали.
ВОЛКОВ
Ничего не принимайте на веру.
Валера непонимающим, недоуменным взглядом смотрит на Волкова.
ВАЛЕРА
Значит, я не должен вам верить,
Учитель?
ВОЛКОВ
Слепо не верь, Валера.
Волков принимает глубокомысленный вид.
ВОЛКОВ
Слепая вера – от робости души
и лености ума.
На этот раз Валера не записывает.
СКВОРЦОВ
(улыбаясь, тихо)
Вспомнил, где мы встречались.
В прошлом году вы…
Даша смотрит на него умоляюще и, едва заметно, отрицательно
мотает головой.
Это замечает Оксана и впивается в Дашу глазами.
Скворцов понимает Дашу.
СКВОРЦОВ
(тихо, смущенно)
Нет, я, кажется, обознался.
ВОЛКОВ
Принимайте только то, что не
противоречит вашему опыту,
здравому смыслу, интуиции.
Ни за что на свете не
теряйте духовной свободы!
ИНТ. ИЗБА – ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
Часы показывают 16.15
ВОЛКОВ
Может быть, есть вопросы?
СКВОРЦОВ
Что такое прогресс?
ВОЛКОВ
Увеличение доли культурных и
порядочных людей.
РЫЖИЙ
Как вы относитесь к сектам?
ВОЛКОВ
Секты – это страшно! В них духовно
порабощают.
СКВОРЦОВ
Ваше любимое изречение?
ВОЛКОВ
Слова Эйнштейна: «Достоевский дает
мне больше, чем любой научный
мыслитель…»
РЫЖИЙ
(Скворцову)
На автобус опоздаем.
Скворцов и Рыжий встают, надевают рюкзаки, прощаются и уходят.
Валера сдержанно прощается и уходит.
ЮЛЯ
Валера как будто обиделся. На что?
ИРА
Даже записывать перестал.
ВОЛКОВ
Есть люди, которые испытывают
потребность в сильной личности.
Они хотят ей верить и подчиняться.
Из таких людей состоят секты, на
таких людей опираются диктаторские
режимы. Валера, очевидно, из этой
породы.
Волков уходит в свою каморку. Стучит пишущая машинка.
ДАША
А Жора – это кто?
ЮЛЯ
Старший брат Толяна, лопоухого
вот этого.
АНЮТА
Главный отморозок.
ЮЛЯ
Животное. Шрек, только злой.
Если что-то не по нему –
кулачищи свои сразу в ход
пускает. Он только с Сергеем
считается. Его и взрослые мужики
побаиваются. К девушкам вечно
пристает.
Анюта выходит из избы.
ИРА
Что-то Анюту тревожит. Всю ночь
ворочалась. Ест через силу.
ОКСАНА
(недобро усмехаясь)
Наверно, по Учителю сохнет.
ИРА
Нет, не похоже.
Анюта возвращается.
АНЮТА
Мои идут.
Входят МАТЬ АНЮТЫ(40), крупная растрепанная женщина с
испитым лицом, и ЕГОР(45), с большими залысинами и толстыми
губами. Оба пьяны.
МАТЬ АНЮТЫ
(хриплым, пропитым голосом)
Всем здрасте!
Волков выходит из каморки.
МАТЬ АНЮТЫ
За тобой, дочка, пришла.
(всплескивает руками)
Ты что такая замученная?
(с грозным видом
поворачивается к
Волкову)
Ты во что ее превратил?
АНЮТА
Все хорошо, мама. Ко мне
здесь хорошо относятся.
МАТЬ АНЮТЫ
(Волкову)
Заберу ее отсюда, от греха
подальше. Раз твои воспитанницы
вешаются.
ВОЛКОВ
(недоуменно)
Вешаются?
МАТЬ АНЮТЫ
Повесилась же вчера Наташка
из Желтого Яра!
Наступает молчание. Волков садится за стол и обхватывает
голову руками.
МАТЬ АНЮТЫ
Так что, Анька, собирайся. Пошли!
АНЮТА
Мама, в деревне Жорка проходу не
дает. Угрожает. Я его боюсь.
МАТЬ АНЮТЫ
Вот подонок!
ЕГОР
(молодцевато расправляя плечи)
У тебя отец есть. Я тебя, дочка,
от всех защищу.
АНЮТА
(шепчет)
Уж кто бы говорил.
ЕГОР
Я тебе как отец говорю:
возвращайся.
АНЮТА
Да не отец вы мне!
ЕГОР
Ладно, пусть отчим. Все равно
родной человек. По дому, по
хозяйству помогать надо или
нет? Мать болеет.
МАТЬ АНЮТЫ
Я болею.
АНЮТА
Да знаю я твою болезнь, мама.
Не пей – и не будешь болеть.
МАТЬ АНЮТЫ
(возвышая голос)
Мать учить будешь, паскуда?
ВОЛКОВ
Не надо оскорблять! Упреки,
обвинения – это одно, а
оскорбления – принципиально
другое. Почему мы, русские, эту
грань не чувствуем?
ЕГОР
(примирительно)
А кто не пьет? Все пьют. Вон
Митька-сосед… Вроде много не
пил никогда, а сейчас второй день
гудит.
Анюта испуганно, открыв рот, смотрит на Егора.
ЮЛЯ
А дядя Леня в Климовке?
ЕГОР
Это Степаныч что ли?
Не видел.
МАТЬ АНЮТЫ
(Анюте)
Ну ты идешь, нет?
АНЮТА
Я здесь останусь.
МАТЬ АНЮТЫ
(указывая пальцем на
Волкова)
Его работа! Раньше она послушная
была.
Мать Анюты и Егор идут к двери. У порога останавливаются.
ЕГОР
Как-нибудь приду послушать,
чему ты учишь, Профессор. Говорят,
ты на своих уроках интеллигентов
восхваляешь. А мы, значит, темный
народ, чернь? Дворян жалеешь. А
знаешь, сколько их у Власова
служило?
МАТЬ АНЮТЫ
(тянет Егора за рукав)
Да пойдем уже, умник!
Они уходят.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи