Памяти Императрицы Марии Федоровны, супруги русского царя Александра III.
Да не могла она поверить:
«С царями так не поступают!»(1)…
Да не могла она уехать!
«Я мать, все живы, – точно знаю» …
Пять дней перед угрозой страшной
Корабль в порту она держала ,
«Британии в Крыму есть слава!»(2),
И близких всех она собрала…
А в Англии, в порту прибытья
Повязки чёрные срывала (3),
«Все живы, живы, живы, живы!» –
Так на британцев наступала…
И отводили бриты взгляды,
И, кажется, им было стыдно…
Ведь не было б её утраты,
Но Джорджи струсил! (4) (Дальновидно!).
И по ночам лет еще десять
Ей снился сын в рубашке белой…
С лукавым взором: «МОЯ мамочка!» (5),
С улыбкою… вдруг потускнелой...
Четыре мальчика! Четыре!
Она - жива. Они - в могиле…
PS. Полвека русскою была. Императрицей.
Детей рожала. Плакала вдовицей…
Ну а под занавес – дана табличка.
На набережной Ленина!(6) Петличкой…
1 Как рассказывала уже в наши дни российским журналистам правнучка Марии Федоровны, Ксения Куликовская, Марию Федоровну оповестил о кончине Николая II датский посол в России. Однако ни слухам, ни послу вдовствующая императрица так и не поверила. На сообщение посла она, по словам Ксении, ответила: «Этого не может быть, с царями так не поступают!».
Британский крейсер «Мальборо» задержался в Ялтинском порту, пока не были собраны все близкие императорской семьи, желавшие уехать. К Крыму подступали большевики…
2. Намёк на знаменитое Балаклавское сражение. Атака лёгкой кавалерии — катастрофическая по последствиям атака британской кавалерии под командованием лорда Кардигана на позиции Русской армии во время Балаклавского сражения 25 октября 1854 года в ходе Крымской войны. По мнению историков, она стала следствием недопонимания при передаче приказаний.
Атака вошла в историю также благодаря стихотворению Альфреда Теннисона «Атака лёгкой бригады».
«Но вышли из левиафановой пасти
Шестьсот кавалеров возвышенной страсти —
Затем, чтоб остаться в веках.
Утихло сраженье, долина дымится,
Но слава героев вовек не затмится,
Вовек не рассеется в прах».
Каким бы безумным не был приказ, трудно отбросить мысль о том, что ушедшие сознательно на смерть - были героями. Русскому человеку это понятно…
3. Конечно же, Марию Федоровну в порту встречали члены британской королевской семьи. В знак скорби по Николаю и его семье англичане надели траурные черные повязки на руки. Увидев эти повязки, Мария Федоровна вышла из себя, в гневе подошла к каждому из встречающих и сорвала абсолютно все повязки. «Как вы можете? – говорила при этом императрица. – Они же все живы!».
4. Николай II и его супруга Александра Фёдоровна состояли в родстве с Георгом V: Николаю он приходился двоюродным братом через свою мать, родную сестру императрицы Марии Фёдоровны Александру Датскую, а Александре — через отца Эдуарда VII, чья родная сестра Алиса была матерью супруги российского императора.
Кузены были близки с детства и периодически встречались то в Дании (откуда были родом их матери), то в Англии. Их семьи проводили каникулы вместе, а «Джорджи» и «Ники», как они называли друг друга в письмах, по-настоящему подружились. Однако, когда в 1917 году Николай II надеялся на временное убежище в Англии у Георга V, британский монарх отказал своему кузену в этом.
5. «Обыкновенно часов в одиннадцать утра, среди занятий, раздавался с четвертого этажа звонок. Все радостно вздрагивали. Все знали, что это звонит мамочка. Тут Ники гордо взглядывал на меня: "его мамочка". Мгновенно все мы летели к лифту и сами несколько лет жил с мальчиками в одной комнате.
6. «11 апреля 1919 года Ялтинский рейд покинул британский крейсер „Мальборо“, навсегда увозя в изгнание оставшихся в живых членов императорской семьи Романовых, среди них вдовствующую императрицу Марию Федоровну». Появились эти доски 11 апреля 2009 года — через 90 лет после произошедшего.