16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  129 596Зрителей: 71 756
Авторов: 57 840

On-line42 301Зрителей: 8481
Авторов: 33820

Загружено работ – 2 214 893
Социальная сеть для творческих людей
  

Колокола стихов

Литература / Стихи / Колокола стихов
Просмотр работы:
31 октября ’2025   17:07
Просмотров: 20

«В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела.
И хором птичьего молебна
Полют ей гимн колокола…»

(Сергей Есенин, «Чары»)


В глухом затоне ждёт меня русалка,
И омут чувства смотрит на луну.
Я к омуту спешу, и мне себя не жалко –
Уж так и быть, русалку обнимку.

О, Муза дней моих, моя царевна,
С утра ты солнцу косы расплела,
Но не смотри ты на поэта гневно –
Когда отлил стихов колокола.

Пускай гремят, заглушат час веселья,
Коль потерялся в жизни, как в лесу, –
Мне тяжело писать стихи с похмелья,
Куда сомнения и боль несу.

Я слышу громкие шаги за дверью –
История так ходит в сапогах.
Ну, что, отдамся своему поверью,
Что я стихами, словно Крёз, богат.

Богат, богат, и некуда деваться…
Скорей, ошибся я, выходит, есть…
Открылась дверь. Держись, мой доктор Ватсон,
А Холмсу не дано услышать весть.

Ну, что Артур, так будем с ними драться?
Их, правда, много. Только я один…
Быть мужиком? Итак, на битву, асса!
Прощай, Парнас, мой славный господин.

Прощайте, рифмы, чувства мысли,
Прощай, моя запутанная жизнь…
Как больно падать мне с небесной выси…
А после смерти молодцом держись.

Но не дождётся к вечеру русалка,
Она вздохнёт печально на луну,
Ведь только ей поэта станет жалко,
Когда её никак не обниму.

Душанбе, 26.09. 2025

Анализ стихотворения «Колокола стихов» Андрея Сметанкина:

Стихотворение представляет собой лирический монолог поэта, в котором переплетаются мотивы творческого поиска, экзистенциального кризиса, противостояния миру и прощания с жизнью. Произведение насыщено литературными аллюзиями, символикой и напряжённой эмоциональной динамикой.

Композиция и смысловые блоки:

1. Вступление (эхо есенинской лирики)
Эпиграф из С. Есенина («Чары») задаёт тон: образ «весны царевны», расплетающей косы, становится отправной точкой для развития темы творчества как сакрального действа.
«И хором птичьего молебна / Полют ей гимн колокола…»

2. Встреча с русалкой и омутом
Символы соблазна и бездны: русалка в «глухом затоне» и «омут чувства» олицетворяют погружение в иррациональное, опасное для души.
«Я к омуту спешу, и мне себя не жалко…»

3. Творческий акт как «отливка колоколов»
Метафора поэзии как литургии: стихи сравниваются с колокольным звоном, который «заглушает час веселья». Здесь же — мотив одиночества и похмельной мучительности творчества.
«Когда отлил стихов колокола…»

4. Диалог с историей и литературными образами
Появление «шагов за дверью» (история в «сапогах») и отсылки к Крёзу, Холмсу и Ватсону создают эффект столкновения личной судьбы с макроисторией и культурной традицией.
«История так ходит в сапогах…»

5. Прощание и финальный разрыв
Резкий переход к теме смерти: прощание с Парнасом, рифмами, жизнью. Финал возвращает к образу русалки, которая останется в одиночестве.
«Как больно падать мне с небесной выси…»

Ключевые образы и символы:

• Колокола стихов — центральный символ. Поэзия как сакральный звон, способный и возвышать, и оглушать. Это и слава, и бремя.
• Русалка и омут — двойственный образ: соблазн ухода в иррациональное, гибельную красоту, но и единственная, кто пожалеет поэта.
• Парнас — традиционный символ поэтического Олимпа, от которого герой отрекается.
• Холмс и Ватсон — аллюзия на рациональный порядок, который не способен уловить «весть» поэта.
• Крёз — символ богатства, но иронически переосмысленный: поэт «богат» стихами, но это богатство не спасает.
• Шаги истории — неотвратимость времени, которое «ходит в сапогах», подавляя индивидуальное.

Идейно тематический пласт:

1. Творчество как жертва
Поэзия требует самоотречения: герой готов «обнять русалку» (погрузиться в хаос), но при этом осознаёт, что его труд не принесёт утешения.

2. Одиночество поэта
Лирический герой противопоставлен миру: он «потерялся в жизни, как в лесу», а его «колокола» звучат в пустоте.

3. Конфликт с историей
История предстаёт как грубая сила («сапоги»), с которой невозможно договориться. Поэт остаётся один на один с собственной судьбой.

4. Мотив прощания
Финал звучит как реквием: герой прощается не только с жизнью, но и с самим статусом поэта («Прощай, Парнас…»).

5. Ирония и саморазоблачение
Герой иронизирует над своим «богатством» стихами, понимая его тщетность перед лицом смерти.

Художественные особенности:

• Интертекстуальность:
o Отсылка к Есенину (эпиграф) задаёт лирико романтический тон.
o Упоминание Холмса и Ватсона вводит детективную метафору, подчёркивая разрыв между рациональным и поэтическим.
• Метафоричность:
o «Колокола стихов» — синтез сакрального и земного.
o «Омут чувства» — образ бездны эмоций, затягивающей поэта.
• Контрасты:
o Красота («весна царевна») vs. уродство («похмелье»).
o Величие («колокола») vs. ничтожность («как в лесу»).
• Ритм и интонация:
o Чередование плавных и рубленых строк создаёт эффект сбивчивого монолога, почти исповеди.
o Восклицания («асса!», «прощай!») усиливают драматизм.
• Лексика:
o Смешение возвышенного («царевна», «Парнас») и разговорного («обнимку», «похмелье») подчёркивает конфликт между идеалом и реальностью.

Вывод:

«Колокола стихов» — стихотворение о трагическом несовпадении поэта с миром. Герой осознаёт, что его творчество, подобно колокольному звону, звучит в пустоте, а история и быт подавляют индивидуальное. Финал оставляет двойственное чувство: с одной стороны, это капитуляция перед неизбежностью, с другой — последний жест свободы в акте прощания.

Произведение заставляет задуматься о цене творчества, одиночестве художника и хрупкости красоты перед лицом грубой реальности.

(АЛИСА)







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта



Наш рупор
Конкурс был для триллеров, ужастиков.

Моя МИНИАТЮРА. Смесь сюра, психоделики и кинематографичности

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/u_holmov_est_glaza/2710662.html?author


Присоединяйтесь 




Категории

Интересные подборки:

  • Стихи о любви
  • Стихи о детях
  • Стихи о маме
  • Стихи о слезах
  • Стихи о природе
  • Стихи о родине
  • Стихи о женщине
  • Стихи о жизни
  • Стихи о любимой
  • Стихи о мужчинах
  • Стихи о годах
  • Стихи о девушке
  • Стихи о войне
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о русских
  • Стихи о даме
  • Стихи о матери
  • Стихи о душе
  • Стихи о муже
  • Стихи о возрасте
  • Стихи о смысле жизни
  • Стихи о красоте
  • Стихи о памяти
  • Стихи о музыке
  • Стихи о дочери
  • Стихи о рождении
  • Стихи о смерти
  • Стихи о зиме
  • Стихи о лете
  • Стихи об осени
  • Стихи о весне
  • Стихи о классе
  • Стихи о поэтах
  • Стихи о Пушкине
  • Стихи о школе
  • Стихи о космосе
  • Стихи о семье
  • Стихи о людях
  • Стихи о школьниках
  • Стихи о России
  • Стихи о родных
  • Стихи о театре
  • Стихи о Алтае
  • Стихи о Оренбурге
  • Стихи о Софии
  • Стихи о Серафиме
  • Стихи о Италии
  • Стихи о Пскове
  • Стихи о замках
  • Стихи о молоке
  • Стихи о мачехе
  • Стихи о Мордовии
  • Стихи о витаминах
  • Стихи о шарике
  • Стихи о воробушке
  • Стихи о Кронштадте
  • Стихи о справедливости
  • Стихи о смелых
  • Стихи о дельфинах
  • Стихи о существительном
  • Стихи о жаворонке
  • Стихи о следах
  • Стихи о казачке
  • Стихи о десантниках
  • Стихи о раскрасках
  • Стихи о бабках
  • Стихи о карандашах
  • Стихи о судьях
  • Стихи о васильках
  • Стихи о ежике
  • Стихи о горечи
  • Стихи о Арине






  • © 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

    Яндекс.Метрика
    Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
    Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft