Музыка – Виктор Абаза
Слова – Игорь Гордин
Поёт Владимир Каня
Звукорежиссёр Владимир Филатов
Вечер готовит нам бал расставаний,
С грустной улыбкою с нами прощаются:
Страсти, Мечтанья, Восторг созиданий…
К ним из тиши ночной не возвращаются,
Всё навсегда забыв, не возвращаются.
Но остающихся встреч разве мало,
Если бесценны мгновенья свидания?
Цену бесценностям сердце не знало –
Вечером пусть придёт счастье познания,
Истинных цен всему счастье познания.
Быть иль не быть, когда ключ повернётся,
Дверь затворив за спиной уходящего?..
Жди Слова «Быть!» – и с крыльца распахнётся
Даль неоглядная мира манящего,
Нового, странного мира манящего.
Свидетельство о публикации №420585 от 7 сентября 2022 года
Романс исполняется сегодня под своеобразную аранжировку романса «Утро туманное» на стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге». «Утро туманное» обычно воспринимается, как воспоминания о давно ушедшей любви зрелого и даже пожилого путешественника, а на самом деле Тургенев написал стихотворение, когда ему было всего 25 лет. Несомненно, что туманное утро, застающее в дороге, порождающее воспоминания о минувших чувствах – прекрасная лирическая тема, замечательно выраженная Тургеневым. Вообще мало примеров хороших стихотворений, написанных именитыми прозаиками. Ещё, слава Богу, что не все они думают, как Лев Николаевич Толстой: «Писать стихами – это всё равно, что идти за плугом пританцовывая».
С авторством музыки гораздо сложнее. Только в самое последнее время автором мелодии «Утра туманного» стал называться Виктор Абаза, а раньше писали абсолютно беспрецедентно, просто «Музыка - Абаза». За этой странностью стоит принципиальная неоднозначность: по всем источникам на авторство претендуют два однофамильца – Виктор Абаза (знаменитый виртуоз-балалаечник) и Эраст Абаза (офицер, гитарист-любитель). И окончательного решения нет, и мала вероятность, что будет. Просто от усталости искусствоведческих дискуссий решили склонить чашу весов в сторону более известного музыканта.
Музыка суровая, высоко-торжественная, способная навевать не только лирическую грусть, но и философские размышления о смысле жизни, о том, что ждёт нас после. Когда появились симфонические оркестровки, уже трудно было представить, что всё начиналось с простейшего гитарного, или балалаечного наигрыша.
Благодарю за высокую оценку! Романс идёт в определённом контрасте с предыдущим, с "Осенними мечтами", где звучат лёгкость, самоирония стареющего мужчины. Здесь - трагический оптимизм