-- : --
Зарегистрировано — 129 605Зрителей: 71 767
Авторов: 57 838
On-line — 42 474Зрителей: 8522
Авторов: 33952
Загружено работ — 2 215 499
«Неизвестный Гений»
ШПАЛЕРЫ - ТАПИССЕРИИ - ГОБЕЛЕНЫ
Пред.![]() |
Просмотр работы: |
След.![]() |
Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте.
Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня. Несмотря на отсутствие примеров, писатели античности единогласно восхваляют великолепие вавилонских и ассирийских гобеленов.
Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. В Америке, до прихода туда европейских колонистов, также были известны некоторые приемы создания шпалер. Самые древние из образцов шпалерного ткачества, найденные в Южной Америке, имеют возраст более четырех тысяч лет. В Китае в 10-18 веках, используя технологию, сходную с той, которую потом использовали европейские мастера, создавали шедевры из шелка, которые также вполне можно назвать гобеленами. Известно, что это искусство было завезено в Европу с Востока, в эпоху средневековых крестовых походов. На первых европейских шпалерах были вышиты сюжеты из Библии и исторические моменты. Старейшая в Европе шпалера с изображением различных животных была создана в районе Рейна в десятом веке. Плетение гобеленов продолжало процветать в западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры. Классическим, или как его принято называть «золотым периодом» развития ковроделия и всего декоративно-прикладного искусства Азербайджана, считается XV- XVI вв. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигает тебризская миниатюрная живопись, оказавшая на ковровое искусство могучее влияние. В массовом количестве азербайджанские ковры стали попадать в Европу уже с XIV в. Проникнув в быт европейцев, азербайджанское ковры попали на полотна многих европейских художников ХV-ХVI вв. Так, ковер «Мугань» Карабахской группы мы видим на картинах Ганса Мемлинга (XV в.) — «Мария с младенцем» и «Портрет молодого человека», Ганса Гольбейна (XVI в.) — «Послы», венецианского художника Карло Кривелло (XV в.) — «Возвещение» и другого итальянского художника Антонелли де Мессина (XV в.) — «святой Себастьян».Азербайджанские ковры мы видим на фреске собора Санта Мария в городе Сиене («Свадьба Финдлинга») художника Доменико де Бартоло, на картине Доменико Мороне — «Рождение святого Фомы», на гобелене «Дама с единорогом» (XV в.) из Франции и на многих других картинах европейских художников.Если вы скажете «гобелен» во Франции, вас просто не поймут, в Европе это искусство называется именно таписсерией. Самые первые сюжеты — библейские. Кстати, на гениальной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» за спинами у Христа и его учеников — таписсерия.
Сегодня под этим словом понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. Особенно ценятся таписсерии, выполненные из так называемого кипрского золота, в котором обычные льняные нити обвивались золотой или серебряной проволокой. Возникают эффекты, близкие к тем, что характерны для византийских мозаик, где кусочки смальты создают живое мерцание красочной поверхности. И сегодня это вполне возможно сделать.
Многие знаменитые художники рисовали эскизы для гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии таписсерий «Деяния апостолов», Питер-Пауль Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению таписсериями ее парижского дворца на тему «История Константина». Тканый ковер был очень похож на настенные фрески. Мастера перенесли декоративность мышления и в шпалеры.
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Анри Матисс, Жоан Миро.
Но, несомненно, возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства И сегодня таписсерии украшают европейские дворцы: недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства, «От викингов до наших дней».
Интересно, что лучшие шпалеры делали те мастера, которые сочетали в себе таланты и художника, и ткача. Кроме того, это искусство требует колоссального терпения и опыта. По сути, хороший ткач – это живописец-творец, использующий вместо красок шелковые нити.
В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы. Мастерская часто меняла директоров, помещения. Большую роль в становлении мануфактуры сыграл Филипп Бегагль, и к 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве, по сей день хранящаяся в Эрмитаже.
Сегодня под термином «гобелен» понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. В наше время таким мастером ручного ткачества является Озерная Наталия Павловна.
ГАЛИНА МЯГКОВА
Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня. Несмотря на отсутствие примеров, писатели античности единогласно восхваляют великолепие вавилонских и ассирийских гобеленов.
Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. В Америке, до прихода туда европейских колонистов, также были известны некоторые приемы создания шпалер. Самые древние из образцов шпалерного ткачества, найденные в Южной Америке, имеют возраст более четырех тысяч лет. В Китае в 10-18 веках, используя технологию, сходную с той, которую потом использовали европейские мастера, создавали шедевры из шелка, которые также вполне можно назвать гобеленами. Известно, что это искусство было завезено в Европу с Востока, в эпоху средневековых крестовых походов. На первых европейских шпалерах были вышиты сюжеты из Библии и исторические моменты. Старейшая в Европе шпалера с изображением различных животных была создана в районе Рейна в десятом веке. Плетение гобеленов продолжало процветать в западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры. Классическим, или как его принято называть «золотым периодом» развития ковроделия и всего декоративно-прикладного искусства Азербайджана, считается XV- XVI вв. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигает тебризская миниатюрная живопись, оказавшая на ковровое искусство могучее влияние. В массовом количестве азербайджанские ковры стали попадать в Европу уже с XIV в. Проникнув в быт европейцев, азербайджанское ковры попали на полотна многих европейских художников ХV-ХVI вв. Так, ковер «Мугань» Карабахской группы мы видим на картинах Ганса Мемлинга (XV в.) — «Мария с младенцем» и «Портрет молодого человека», Ганса Гольбейна (XVI в.) — «Послы», венецианского художника Карло Кривелло (XV в.) — «Возвещение» и другого итальянского художника Антонелли де Мессина (XV в.) — «святой Себастьян».Азербайджанские ковры мы видим на фреске собора Санта Мария в городе Сиене («Свадьба Финдлинга») художника Доменико де Бартоло, на картине Доменико Мороне — «Рождение святого Фомы», на гобелене «Дама с единорогом» (XV в.) из Франции и на многих других картинах европейских художников.Если вы скажете «гобелен» во Франции, вас просто не поймут, в Европе это искусство называется именно таписсерией. Самые первые сюжеты — библейские. Кстати, на гениальной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» за спинами у Христа и его учеников — таписсерия.
Сегодня под этим словом понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. Особенно ценятся таписсерии, выполненные из так называемого кипрского золота, в котором обычные льняные нити обвивались золотой или серебряной проволокой. Возникают эффекты, близкие к тем, что характерны для византийских мозаик, где кусочки смальты создают живое мерцание красочной поверхности. И сегодня это вполне возможно сделать.
Многие знаменитые художники рисовали эскизы для гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии таписсерий «Деяния апостолов», Питер-Пауль Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению таписсериями ее парижского дворца на тему «История Константина». Тканый ковер был очень похож на настенные фрески. Мастера перенесли декоративность мышления и в шпалеры.
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Ле Корбюзье, Анри Матисс, Жоан Миро.
Но, несомненно, возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства И сегодня таписсерии украшают европейские дворцы: недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства, «От викингов до наших дней».
Интересно, что лучшие шпалеры делали те мастера, которые сочетали в себе таланты и художника, и ткача. Кроме того, это искусство требует колоссального терпения и опыта. По сути, хороший ткач – это живописец-творец, использующий вместо красок шелковые нити.
В России шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы. Мастерская часто меняла директоров, помещения. Большую роль в становлении мануфактуры сыграл Филипп Бегагль, и к 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве, по сей день хранящаяся в Эрмитаже.
Сегодня под термином «гобелен» понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. В наше время таким мастером ручного ткачества является Озерная Наталия Павловна.
ГАЛИНА МЯГКОВА
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор








