Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
16 июня ’2025
12:04
Просмотров:
108

Духовные сокровища Востока 8
Съёмка выполнена мной 18 мая 2012 года в Международный день музеев.
12 апреля -3 июня 2012 года Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева представлял выставку «Сокровища буддийского искусства».
Два крупных сибирских музея обменялись выставками. 11 апреля 2012 года в Улан-Удэ открылась экспозиция «Западноевропейское искусство» из фондов Иркутского областного художественного музея им В.П. Сукачева. На следующий день в столице Приангарья жителям стали доступны «Сокровища буддийского искусства» из Национального музея республики Бурятия. Всего в коллекции более 70 уникальных предметов конца XVIII – начала XX века.
Национальный музей республики Бурятия хранит одно из лучших в России собраний по буддийскому искусству бурятской школы, и это одно из главных его сокровищ. Для выставки в Иркутске отобрали работы, которые отражают философию религии и историю ее развития на территории Бурятии. Коллекция была впервые показана за пределами Бурятии. Многие экспонаты были отреставрированы специально для этого проекта.
Джамсаран (тиб. Бёгдзе) — монголо-тибетский дхармапала (монг. сахиус, бур. сахюусан) в тибетском буддизме, в народной традиции монголов иногда трактуемый как «бог войны».
Известен с середины XVI века, когда он был объявлен главным защитником далай-лам и монастыря Ташилунпо.
Жили два брата, старший из которых был приверженцем Учения, а младший — нет. На все уговоры старшего младший отвечал отказом, но в конце концов сказал, что если его брат станет буддой, то он станет защитником веры. Спустя многие перерождения старший стал Шакьямуни, а младший родился у медноволосого якшаса из красного кораллового яйца, которое Шива (Хаягрива) разбил своим трезубцем. Бог родился в полном доспехе и при оружии. Шива спросил его, кто он такой, и он назвал себя воплощением речи Ямантаки.
Он был королём демонов, но в 1577 году был укрощён Далай-ламой III и перешёл на сторону Учения, сохранив свои свойства. В эпосе хори-бурят Джамсаран упомянут в числе демонов, побеждённых Гэсэром. В других версиях Гэсэр сам является воплощением Джамсарана.
На иконографию Джамсарана оказал влияние образ китайского бога войны Гуань-Ди. В поднятой правой руке он держит меч, рукоятью которому служит скорпион, в левой — лёгкие и сердце врага веры, под мышкой — бунчук с трезубцем, лук и стрелу, с плеч свисает ожерелье из отрубленных человеческих голов. У него корона с изображением пяти черепов. Он попирает ногами человека и зелёную лошадь. Черты его лица искажены гневом, три его глаза пылают ненавистью ко всем врагам Учения, рот оскален. Его лицо и одежды красного цвета, жёлто-красные волосы, пламенеющие брови и усы (монг. Улаан сахиус — «красный хранитель»). Местом его обитания является море из крови.
По обеим сторонам Джамсарана едут его спутники: божество в доспехах (генерал) верхом на сером волке, грызущем грешника, и дакини (сестра Джамсарана) верхом на медведе, стоящем на грешнике. По краям — восемь краснотелых демонов смерти, терзающих грешников. На некоторых картинах эта свита вырастает многократно, превращая Джамсарана во владыку мира смерти. За его спиной высится дворец, сделанный из человеческих костей.
Свидетельство о публикации №493715 от 16 июня 2025 года
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи