Бронзовая композиция, высота 14 см.
Дню Победы 80 лет! Великий праздник, и мы его празднуем с величайшей гордостью за свою Родину! Праздник особый, «со слезами на глазах». Не похожий на другие и тем, что в нём есть десятилетиями не уходящая проблема – отношение к личности Главнокомандующего страны-победителя.
Разгром фашистских полчищ наши отцы и деды вершили с громогласным, неустрашимым кличем «За Родину! За Сталина!». В 1953 г. И.В.Сталин умер. В 1956 г. на XX съезде КПСС произошло развенчание его культа личности. Символической вехой этого процесса стал вынос тела вождя из Мавзолея и захоронение у Кремлёвской стены в октябрьскую ночь 1961 года. Вслед за этим начался массовый снос памятников Сталину по всей стране.
Свидетельство о публикации №491015 от 11 мая 2025 года
Представленная сегодня работа не пытается решить историческую головоломку, не пытается дать оценку Сталину ни как исторической личности вообще, ни как полководцу, победившему во Второй мировой войне. Композиция говорит только о том, какие потрясающие драматурги Жизнь и История.
Разрушить монумент вручную не удалось, рабочие на монтажной площадке устало опустили кувалды. Не получилось и, накинув трос на шею статуи, опрокинуть её с пьедестала самым мощным трактором того времени «Сталинец». Мы застаём момент, когда «в бой» вступает лучший в мире танк – сталинский Т-34.
Такая последовательность задействования техники была обычным делом в разгар повсеместного демонтажа сталинских монументов. Иногда и привлечение тракторов и танков не помогало. Тогда переходили к взрывным работам.
Дефицита взрывчатки не было: созданная Сталиным химическая промышленность производила её столько, что хватило и на войну, и на все мирные нужды (строительство тоннелей, каналов, котлованов, добыча полезных ископаемых и т.д.). Хватило и на его памятники.
Взрывами сносили, например, гигантский монумент Сталина в подмосковной Дубне, на берегу канала им.Москвы, в 1962 году. И так взорвали, что обвалился подшлюзовой тоннель.
В нашей композиции сносом руководит офицер-танкист, в раскрытом планшете чертежи объекта ликвидации. Трос танка через несколько минут набросят на шею и плечи приговорённого. Водителю танка и офицеру руководящему операцией это, конечно, не по душе, всю войну они прошли с именем Сталина в сердцах и на знамёнах.
О чём думает её изобретатель, «личный враг Гитлера» Михаил Кошкин, который, как и тысячи его сверстников, превращён сталинскими ПТУ и ВУЗами из вечно голодного деревенского оборванца в непревзойдённого конструктора и организатора?
На площадке не убранный со времён войны разбитый немецкий танк, опрокинутый, с погнутым дулом. На него в образе огромного чёрта взгромоздился Мефистофель. Обиженный за родную Германию он дождался дня воплощения своей самой смелой фантазии. Его руки хлёстким жестом презрения и насмешки брошены в лицо монументу.
По искорёженному металлу на пьедестал рвутся воскресшие псы-рыцари, впереди них реальный пёс, уже достигший статуи и в бешенстве вонзивший зубы в гранит сапог и галифе.
Дьявольский хвост Мефистофеля торопит и подталкивает вверх рабочего, который должен накинуть трос. Никто не видит, что для полноты своего триумфа Мефистофель подменил русского монтажника весёлым трубочистом Гансом (выдаёт шляпа), который 300 лет назад приветливо помахал рукой чёрту, пролетающему над крышами Виттенберга.
Спрятавшийся под монтажной площадкой вместе с очередным обнадёживающим стулом Остап Бендер (или его наследник), молясь на трос, злорадно и торжествующе шепчет: «Давно пора».
Давайте представим, как в 1962 г. в Дубне с высоты пьедестала Сталин видит всю эту грохочущую, наступающую на него армаду сноса. Идут созданные им трактора, идут созданные им танки, идут они по берегу созданного им грандиозного канала, который и в XXI-м веке надёжно снабжает Москву питьевой и промышленной водой из матушки Волги, который сделал нашу столицу портом пяти морей.
Демонтажная колонна идёт со стороны созданного по приказу Сталина Института ядерных проблем, где в конце 1940-х развернулись исследования на крупнейшем по тем временам ускорителе – синхроциклотроне. И здесь же в Дубне уже разрабатывался протонный синхрофазотрон. Так рождался ядерный щит Родины, который к 1960-м годам уже обеспечил нашу непобедимость, и обеспечивает её до сих пор.
Кто-то возразит: «Как-то странно всё приписывается Сталину (прямо по шаблонам времён культа личности). Пожалуй, сейчас окажется, что и освоение космоса заслуга Сталина? А не правильнее ли напомнить, что Сергей Королёв прошёл сталинские лагеря?».
Да, никакой диалектикой не примирить такие противоречия! И, чтобы не сойти с ума, попробуем остаться в научно-технической теме. Нам, особенно молодёжи, кажется, что война, Сталин – это очень-очень давно. А освоение космоса это совсем другое, близкое, уже наше. Подсознанию кажется, что между ними лет 30-50.
Но, если без «кажется», а по датам, то получается, что космическая наука и техника тоже его. Первый спутник взлетел на орбиту в 1957 году (всего 4 года после его смерти) на ракете Р-7, созданной в его КБ. И в 1961 году, когда полетел Гагарин, прошли после смерти Сталина не десятилетия (подсознанию кажется именно так), а всего 8 лет. Кроме сталинской никакой другой общепромышленной и ракетной базы у нас тогда не было.
Столько колоссальных свершений! И все они, кто молча наблюдая, кто активно участвуя, уничтожают память о человеке, создавшем всё это, и который сейчас с высоты постамента с немым вопросом глядит им в глаза.
Сцена зашкаливающего психологизма!
Многие участники войны в 1960-е были ещё живы. Живы были ещё и многие жертвы сталинских репрессий. В сущности, и мёртвые, и живые одинаково ясно видят происходящее у постамента. Живые и мёртвые герои и живые и мёртвые жертвы режима. Одинаково ясно видят, и очень по-разному относятся к этой казни.
А о чём думаем мы? Верим ли мы, что в этом сюрреалистическом нагромождении явлений ведущую роль сыграли объективные закономерности исторического материализма? Не кажется ли нам, что только некий великий драматург, желающий максимально ошеломить наше сознание, мог придумать такое сплетение и столкновение событий?
Кто же он, автор этой сюрреалистической постановки? Вряд ли этим занимается сам Всевышний. Скорее, сочинение таких сценариев в ведении какой-то специальной Небесной Мастерской Драматургии.
И трудятся в ней ушедшие в иной мир великие драматурги всех эпох. И из XXI-го века тоже кого-то позовут в эту Мастерскую (совсем не обязательно известных литературных и театральных деятелей, увешанных орденами и высокими званиями).
Когда, как например в нашей гипотезе, речь заходит о великих и загадочных драматургах, конечно, в первую очередь вспоминается Шекспир. И мы прибавим к его конспирологическому послужному списку ещё одну загадку.
Мог ли он в своё время придумать такие грандиозные, ошеломляющие драмы, равные той, о которой мы говорим в сегодняшней композиции? Равные по накалу внутренних страстей, возможно. Но по масштабам и сценическим функциям декораций, обрамляющих страсти и действия, точно не смог бы.
И даже уже работая на Небесах, вряд ли Шекспир мог стать автором такой пьесы. Уж очень много в ней русского шокирующего колорита, очень много Достоевского. Значит, кто-то попозже Шекспира и из России. В Небесной Мастерской этот предполагаемый автор начал работать, наверное, где-то в конце IXX-го – начале XX-го века, когда уже можно было представлять грядущие контуры научно-технического прогресса.
Вполне возможно, что это кто-то из знаменитых драматургов того периода. Но вполне возможно, что и совершенно неизвестный затворник, не сумевший опубликовать ни одной своей пьесы, которого провожали в последний (как казалось) путь приходской священник и привязавшаяся бродячая собака.
…Хотя и Шекспир мог. Ведь видел он сверху из окна Мастерской и первые паровозы-пароходы, и сталинскую индустриализацию, и лагеря, и психологическую, ментальную специфику самых разных наций… А уж интриги XX-го съезда – это точно его сочинение (ещё прижизненное).
И что ещё важно отметить. Поскольку Оттуда никто никуда уже не уходит, штат Мастерской Драматургии всё время расширяется. И всё время и старые, и только что переступившие порог новые гении всё пишут, пишут и пишут. А это значит, что драматизм жизни людей на Земле, драматизм исторических событий будут только нарастать.
По всем признакам сейчас под прикрытием мировой политической неразберихи пишется сценарий какого-то колоссального природного катаклизма, вызванного неуёмной человеческой жаждой потребления, губительными технологиями превращения вещества Земли в горы вещей и отходов, в мусор, катастрофически загрязняющий почву, океан и атмосферу.
Мастерская убедилась, что попытки земных учёных привлечь внимание к стремительному и необратимому развитию экологического кризиса не дают никакого результата, все имитируют глубокую озабоченность, но решительных действий нет. Сдвиг даст только трагическое, апокалипсическое потрясение ни на что прошлое не похожее. Ни масштабами, ни жертвами.
И как же наивен был профессор Фукуяма, провозгласивший в 1989 году «конец истории». Сейчас это стало ясно даже нам, а какой хохот сотрясал Небесную Мастерскую, когда вышла та знаменитая статья, воспринятая мировой общественностью как грандиозный плод глубочайшего научного анализа.
Но смеются эти гении драматургии редко. Наконец-то освободившиеся от бытовых пут и политических табу, полностью погрузившись в принципы и идеалы своего ремесла, они суровы и часто жестоки. Беспощадно бросают они людей и целые государства в исторические трагедии, называя их оптимистическими.
Высшим признанием профессионального, творческого успеха для них являются обращённые к Небу слова молитвенной благодарности искалеченного историческими драмами человека: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали всеблагие как собеседника на пир».
Благодарю за наивысший балл оценки работы! Благодарю за внимание и поддержку моего творческого направления! Нет сомнений, что у бабушки были серьёзные основания недолюбливать Сталина. У многих они были
Большое спасибо - и за искусную детализированную работу, и за интереснейшую историческую справку, и за описание самого процесса. Жизнь действительно великий драматург: кто бы мог сказать, что всего через полтора десятка лет после Великой Победы, начнётся разрушение всего, что связано с именем Сталина, причём, при помощи средств, в создании которых, была его заслуга и людьми, которые сражались за Родину с его именем на устах.
Мне Ваша работа очень понравилась! Она выполнена гениально и заставляет задуматься и о прошлом. и о будущем. К власти после Сталина пришли пигмеи, руками которых и совершился весь этот процесс развенчания культа личности Сталина. Были бы они умнее, то сделали бы так, как поступили китайцы, сказав, что Маодзедун - их лидер сделал на 70 процентов для Китая хорошего и 30 процентов плохого (ошибки) и так далее. Так надо было поступить и со Сталиным. Осудить репрессии, но не перечеркивать восстановление страны после гражданской войны, победу в ВОВ, восстановление страны после войны. Это было бы справедливо и не нанесло бы такой колосальный вред нашей стране, приведя ее к развалу.
спасибо Вам за такие стихи!