16+
Лайт-версия сайта

Новости

Русские и советские художницы, картины которых должны узнавать все культурные люди



Когда речь заходит о наших соотечественницах, ярко проявивших себя в живописи, почти каждый вспомнит Зинаиду Серебрякову, люди, интересующиеся искусством чуть глубже – Ольгу Розанову, Любовь Попову или Варвару Степанову. Безусловно, все упомянутые персоны – художницы, оставившие значительный след в истории мирового искусства. Однако гораздо реже упоминаются имена других российских и советских художниц, которым так же, как и более известным, приходилось бороться за право творить в неспокойные времена.



Анна Остроумова-Лебедева – новый взгляд на Санкт-Петербург

 

 

Летние сады.

 

Летние сады.



Когда-то Санкт-Петербург представлялся и жителям, и гостям городом унылым, серым и очень «чиновничьим». Однако сегодня дворцы, биржи и мосты наполняют множество художественных полотен и графических листов, а каждый второй молодой обитатель провинции мечтает «перебраться в Питер». Во многом изменение восприятия Санкт-Петербурга и эстетизация его архитектуры – заслуга Анны Остроумовой-Лебедевой, участницы движения «Мир искусства». В жизни художницы было немало трудностей. После тяжелого потрясения детских лет (она оказалась в горящем доме) она страдала галлюцинациями и депрессией, семья придерживалась убеждения, что постоянная усталость Анны – признак того, что искусством ей заниматься не следует, а от живописи маслом ей пришлось отказаться из-за проблем с легкими. Однако свое дело она любила так, что не останавливалась ни перед чем – и продолжала воспевать в гравюрах и рисунках свой родной город даже в страшные дни блокады.

Адмиралтейство под снегом.

 

Адмиралтейство под снегом.



Еще одно достижение Анны Остроумовой-Лебедевой – это переосмысление гравюры как вида искусства. Прежде гравюра в России не рассматривалась как самостоятельный вид творчества и была вторичной по отношению к живописи и графике, повторяя их сюжеты и композицию. Но гравюры Остроумовой-Лебедевой – самобытные художественные произведения. Да и открытки с видами города, возможно, именно благодаря этой художнице стали рассматриваться как достойный подарок (это «общее место» для участников «Мира искусства» - желание принести красоту в жизнь простых людей, перенести предметы искусства из музеев в маленькие комнатки).

 

Марианна Веревкина – искусство для будущего



Осень.

 

Осень.



Красный город.

 

Красный город.



Марианна Веревкина была ученицей Репина, более того – великий художник восхищался ею, называл «русским Рембрандтом». Однажды на охоте она повредила правую руку (ее подвижность в дальнейшем так полностью и не восстановилась) – и упорно училась писать левой. Кто знает, как сложилась бы творческая судьба Марианны Веревкиной, если бы не… предательство возлюбленного. Ради художника Алексея Явленского она на десять лет прекратила занятия живописью – впрочем, в эмиграции (они жили в Мюнхене) все равно оставалась фигурой известной и влиятельной. Однако в возрасте сорока шести лет она вернулась к искусству. «Новая» Марианна Веревкина больше не была «Рембрандтом» - она стала самобытной художницей, переносящей на полотно свои чувства и эмоции, узнаваемой и неподражаемой. Оказала значительное влияние на «отца абстракционизма» Василия Кандинского. Зрелые годы жизни провела в Асконе, в Швейцарии, где теперь расположен посвященный ей музей.

Елена Киселева – забытая ученица Репина



Работы Елены Киселевой.

 

Работы Елены Киселевой.



Работы Елены Киселевой.

 

Работы Елены Киселевой.



Елена Киселева – безусловно, одна из самых ярких и самобытных русских портретисток, тоже прошедшая период ученичества у Ильи Репина. Но, в отличие от Веревкиной, работала она в более консервативном ключе. Впрочем, в родной Академии художеств ее дипломная работа, «Парижское кафе», близкая живописи европейского модерна, вызвала скандал. Несмотря на жесточайшую критику, дальнейшее ее творчество – она писала преимущественно женские портреты – все так же близко западному символизму, хотя на картинах появляются и женщины в русских народных костюмах, и ее современницы – представительницы русской интеллигенции. В 1920-х Елена Киселева со вторым мужем и сыном Арсением эмигрировала в Югославию, где практически перестала заниматься живописью. А после того, как ее сын оказался в концлагере и умер вскоре после освобождения оттуда, приняла решение больше не брать в руки кисти.

 

Анна Лепорская и архив Малевича



Работы в духе супрематизма.

 

Работы в духе супрематизма.



Анна Лепорская известна, в первую очередь, как художница советского фарфора. В разгар гражданской войны она работала учительницей в маленькой деревушке, которую поочередно захватывали то белые, то красные. В конце концов, по настоянию родителей Анна перебралась в Псков, где поступила в художественно-промышленную школу, затем училась в Академии художеств в Петрограде, а после – поступила в аспирантуру Государственного института художественной культуры, где стала секретарем только вернувшегося из Витебска Казимира Малевича. Именно Лепорской мы обязаны сохранением архивов основателя супрематизма. В дальнейшем занималась оформлением советских павильонов – например, на Всемирной выставке в Париже в 1937 и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Сервиз Анны Лепорской.

 

Сервиз Анны Лепорской.



Как и Остроумова-Лебедева, оставалась в Ленинграде во время блокады, готовила к эвакуации экспонаты Эрмитажа, работала в госпитале, трудилась на производстве мин – и получила обморожение рук, что, к счастью, в дальнейшем не повлекло серьезных травм. После войны по рекомендации супруга, художника Николая Суетина, пришла на Ленинградский фарфоровый завод, где проработала до конца жизни.

 

Мария Мыслина – творить после ГУЛАГа



Акварель Марии Мыслиной.

 

Акварель Марии Мыслиной.



Акварель Марии Мыслиной.

 

Акварель Марии Мыслиной.



Мария Мыслина – выпускница легендарного ВХУТЕМАСа, участница Ассоциации художников революционной России. После Октябрьской революции активно занималась иллюстрацией, оформляла рабочие клубы и праздничные демонстрации. Ее муж, Владимир Каабак, рисовал агитационные плакаты и киноафиши. В 1937 году он был внезапно арестован и вскоре расстрелян, а сама Мыслина оказалась в АЛЖИРе – Акмолинском лагере жен изменников Родины. В те годы, пользуясь любой свободной минутой, она создала целую галерею портретов обитательниц лагеря, документируя их повседневные занятия. Она вышла из лагеря в 1946 году, в дальнейшем была официально реабилитирована и получила возможность вернуться в Москву, где, тем не менее, была практически лишена возможности полноценно работать. Однако именно в это время она создала широкую серию бытовых акварельных этюдов – обычные уличные и деревенские сценки, полные нежности и доброй иронии. Творчество Марии Мыслиной всегда отличало трепетное, бережное отношение к персонажам – а для нее самой акварели стали возможностью вернуться к нормальной жизни после перенесенных испытаний.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110323/55686/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

51
Песни свежак, налетай всё ништяк

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft