16+
Лайт-версия сайта

Новости

Женская дружба и тонкий психологизм в работах художницы, в честь которой назвали приют для бездомных: Луиза Катерина Бреслау




Луиза Катерина Бреслау при жизни считалась выдающейся художницей-портретисткой, ею восхищался Эдгар Дега, а правительство Франции наградило орденом Почетного легиона. И еще большее удивление и восхищение вызывала сама ее жизнь – стремление к творчеству вопреки слабому здоровью и общественным предрассудкам, твердое и осуществленное намерение жить так, как того требует душа, с теми, к кому влечет сердце. Сегодня ее имя незаслуженно забыто, и тем прекраснее обнаружить в ее нежных, будто бы призрачных работах – трогательные сцены женской дружбы, возвышенные и чистые образы, точный и честный психологизм.



Пробивать путь

 

 

Женские портреты.

 

Женские портреты.



Мария Луиза Катерина Бреслау родилась в семье ассимилированных польских евреев в Германии, однако вскоре они перебрались в Швейцарию, поскольку отец, талантливый медик и педагог, принял должность профессора и главного врача акушерства и гинекологии в Цюрихском университете. Ей было тогда два года. А в десять она осталась без отца – во время патологоанатомического исследования он заразился стафилококковой инфекцией и умер. Бреслау с ранних лет страдала астмой и, по-видимому, тяжелая потеря ухудшила и ее физическое состояние. Поэтому мать отправила ее… в монастырь – как в санаторий (еврейских традиций, в том числе и религиозных, в семье не придерживались). Любознательной девочке с длинным именем там было ужасно скучно. Тем более, что ей было предписано лежать в постели.

Две девочки на скамье.

 

Две девочки на скамье.



Запертая в келье, обессиленная болезнью и горем, Мария Луиза Катерина начала рисовать – и скоро стало понятно, что это не простое развлечение. Талант ее был очевиден всем. Впрочем, художественно одаренных женщин и в те времена было немало – однако же далеко не все становились профессиональными художницами. Уметь рисовать было неплохо, в общем-то, для будущей жены какого-нибудь столичного буржуа – надо же чем-то ей занимать себя на досуге? Только вот Бреслау решила стать художницей, настоящей художницей – во что бы то ни стало.

Карикатуры и портреты



Женщина за туалетом.

 

Женщина за туалетом.



Портрет художницы Жюли Деланс-Фергард.

 

Портрет художницы Жюли Деланс-Фергард.



В «серьезные» образовательные учреждения, в Академии художеств, женщин или не принимали, или принимали в исключительных случаях, чаще им приходилось довольствоваться курсами или учебой в небольших частных школах искусств. В 1870-х годах в Париже – Бреслау понимала, что в Швейцарии ей не найти для себя достойных учителей – для женщин было открыто несколько художественных школ, и самой известной из них была Академия Жюлиана - крупнейший конкурент парижской Школы изящных искусств. В Школу изящных искусств женщин не допускали, а к месье Жюлиану – пожалуйста. Там одновременно с Бреслау училась Мария Башкирцева – и они не ладили. Башкирцева нелестно отзывалась о Бреслау, утверждая, что на нее смотрят с сочувствием из-за потрепанного вида, а та нарисовала на нее карикатуру. Впрочем, и на Марию Луизу Катерину карикатуры рисовали, изображая ее в характерной скрюченной позе за мольбертом.

Портрет женщины с цветами.

 

Портрет женщины с цветами.



Возможно, наряды Бреслау и правда были далеки от парижского шика – ведь учеба в академии стоила дорого, а для женщин – дороже, чем для мужчин, и зарабатывала на учебу она самостоятельно. Но уже тогда она приобрела известность как портретистка, ей заказывали портреты и поэты, и писатели, и предприниматели, и чиновники – и она работала, не покладая рук.

Автопортрет с Мадлен Циллхард.

 

Автопортрет с Мадлен Циллхард.



Однажды одна из учениц Академии, двадцатитрехлетняя Мадлен Циллхард, тоже попросила Бреслау ее нарисовать. И больше они не разлучались. Это длилось почти сорок лет, до смерти Бреслау в 1927 году. Впрочем, их чувства были сильнее и самой смерти – но об этом позже.

 

Успех и свобода



Подруги.

 

Подруги.



Дома.

 

Дома.



Бреслау отказалась от своего первого имени, став просто Луизой Катериной, и открыла собственную студию. Ее работы охотно принимали на выставки, число заказчиков росло, появились коллекционеры, а с ними пришла возможность писать так, как нравится – и то, что хочется. Творческое наследие художницы включает мужские портреты, точные, не льстящие натуре, но при этом подчеркивающие душевную красоту и благородство. Но все же она предпочитала писать женщин, в том числе и жанровые сценки, где подруги выбирают шляпки, играют на музыкальных инструментах, рисуют или просто беседуют. Она не только успешно выставлялась на парижском Салоне, но и принимала участие в отборе работ для выставок – что для женщины в те времена было и вовсе недостижимой высотой. Про Бреслау писали, что ей суждено ценой своих страданий завоевать себе успех и открыть дорогу многим, многим другим – так и вышло.

Подруги.

 

Подруги.



Шляпница.

 

Шляпница.



За фортепиано.

 

За фортепиано.



Луиза Катерина и Мадлен вели очень насыщенную жизнь, посещали выставки, театральные премьеры, дружили с такими людьми, как Эдгар Дега и Огюст Роден. Характер их отношений ни для кого не был секретом, однако и не вызывал ни у кого отвержения.
Бреслау была награждена французским орденом Почетного легиона, став первой иностранкой, получившей его, и третьей женщиной-художницей (ее предшественницей была, например, Роза Бонёр – тоже свободолюбивая и эксцентричная).

 

Война и цветы



Художница и модель.

 

Художница и модель.



В годы Первой мировой войны Бреслау и Циллхард остались в своем доме под Парижем, где Луиза Катерина писала портреты французских солдат. После портретная живопись практически пропадет в ее творчестве – на смену придут лиричные цветочные натюрморты. Отличаясь хрупким здоровьем с самого детства, Бреслау все же проживет семьдесят лет и оставит все свое состояние Циллхард. Которая при поддержке наследницы Исаака Зингера купит баржу, назовет ее «Мария-Луиза» и превратит в приют для бездомных. Проект возьмет на себя культовый архитектор Ле Корбюзье. Он действительно создал там три общежития, столовые, туалеты, включая душевые, помещения для лодочника и директора приюта, а также висячий сад на бывшем мосту. К сожалению, в годы Второй мировой приют прекратил свое существование, затем бывшая баржа успела побывать тюрьмой и должна была стать амбициозным культурным центром, но пострадала от наводнения в 2018 году и ждет реконструкции. Однако, перестав быть – на время – приютом или местом встреч, она остается памятником дизайна модернизма и символом любви, преодолевшей время.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200423/56011/




Комментарии:

17 сентября ’2023   07:46
Молодец, пробилась, реализовалась, живые и трогательные картины.


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

96
Песни качаем автора ругаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft