Речь об останках неандертальцев, обнаруженных в Ираке, в пещере Шанидар в пятидесятых годах прошлого века. Там, в горах Загрос, археологи нашли сразу десяток погребенных тел – семерых взрослых и троих детей. Находки эти пронумерованы, и по каждой выяснились любопытные подробности. Например, Шанидар-4, мужчина-неандерталец, был похоронен в одной могиле с двумя женщинами и одним ребенком. Сам этот факт каким-то из ряда вон выходящим не является. Интересно то, что поверх окаменелых скелетов и вокруг них была обнаружена пыльца цветковых растений – и исследование этой пыльцы привело к интересным выводам.
Вообще, это довольно удивительный факт – спустя десятки тысяч лет и даже больше (а возраст неандертальцев из Шанидара составляет 50-70 тысяч лет) нет никаких шансов найти, скажем, деревянные орудия или звериные шкуры, или одежду. А вот пыльцевые зерна при определенных условиях сохранятся – причем настолько хорошо, что по частичкам пыльцы специалисты смогут определить, в каком именно цветке она созрела. В данном случае выяснилось, что в могиле находились цветки тысячелистника, василька, крестовника, алтея и других растений, которые, кроме того что приятны на вид, являются еще и лекарственными.
Версию о том, что пыльцу в пещеру принесли насекомые, например, пчелы, отмели – концентрация пыльцы явно указывала на то, что осталась она от многочисленных растений, положенных в погребение специально. Получалось интересно – возможно, похоронить умершего члена группы решили вместе с его прижизненными «лекарствами» – чтобы обеспечить комфортное существование в потустороннем мире, представления о котором нам, разумеется, совершенно не известны.
Но куда больше интереса с точки зрения медицины древности вызывает другой мужской скелет, Шанидар-1. Прежде всего, этот человек умер в очень преклонном возрасте – старше него из всех известных сейчас неандертальцев был лишь Шанидар-5. Старик Шанидар-1 прожил на свете целых 45 лет – гораздо больше, чем было отпущено людям того времени (износ костей соответствует тому, что имеют современные 80-летние люди). При этом в детстве он лишился правой руки – возможно, в результате ампутации; правая плечевая кость его была когда-то сломана.
Мужчина получил серьезную травму головы (перелом глазницы) и, скорее всего, не видел левым глазом. Судя по разрастанию костной ткани в слуховом проходе, он был впридачу еще и глухим. Исследование скелета показало также сросшийся перелом левой стопы, она была сломана в двух местах. На этом «медицинская карта» Шанидара-1 не исчерпывается. Вероятно, он передвигался сильно скрючившись – вследствие перелома позвонка и сломанных ребер, у него был артрит правого колена и лодыжки, из-за чего он плохо ходил; зубы старика были стерты.
Что интересно, умер этот человек не в результате своих болезней – он погиб от обвала в пещере. До этого инцидента слепой, глухой, беззубый и хромой однорукий старик жил себе среди близких и, разумеется, пользовался их постоянной помощью и поддержкой. Добыть еду в его состоянии было совершенно невозможно – неандертальцы питались мясом, охотились и вообще считаются хищниками, превосходящими по доле мяса в рационе даже львов. Маловероятно, что он мог и прожевать мясо – получается, что и тут ему приходили на помощь?
Учитывая, что ряд серьезных недугов и травм этот мужчина сумел благополучно пережить (при этом как минимум не был съеден хищниками или соплеменниками, не умер от голода) и вспоминая о пыльце лекарственных растений, приходится допустить, что неандертальцы умели заботиться друг о друге лучше, чем принято считать. Либо – что по своим человеческим качествам Шанидар-1 был настолько ценным членом группы, что сумел завоевать исключительную любовь каждого. Увы, хоть ученые и могут поставить диагноз сквозь многие тысячелетия или описать процедуру изготовления древних орудий и жилищ, выяснить что-то о человеческих взаимоотношениях древних людей им не под силу.
Неандертальцы вообще остаются довольно загадочным объектом для изучения. До сих пор исследователи не договорились, кем же их считать – тупиковой ветвью эволюции или все-таки нашими предками. Так или иначе, смешивание сапиенсов и неандертальцев было довольно распространено, то есть с биологической точки зрения эти два вида отстояли друг от друга не слишком далеко. Больше того – в геноме современного человека около 2 % генов – неандертальские.
Они делали каменные и костяные орудия, организовывали охоту на крупных зверей, выживали в тяжелых климатических условиях, когда севернее, скажем, современной Владимирской области уже был ледник. Огнем то пользовались, то нет – в случае, если «забывали» технику его добывания. Искусству неандертальцы, видимо, не посвящали свое время, во всяком случае, сведения об этом исчерпываются буквально парой-тройкой находок. Казалось бы, это суровое существование, которое направлено на то, чтобы выжить, исключало заботу о больных и немощных. Но захоронения в пещере Шанидар свидетельствуют об обратном.