В последние годы в строительстве учебных учреждений наблюдаются значимые изменения. Проектировщики постепенно отходят от традиционных архитектурных решений, стремясь создать динамичную образовательную среду, способствующую улучшению процессу обучения. Особенно впечатляют экспериментальные проекты детских садов, с которых начинают свой путь социализации и развития малыши самого раннего возраста. В этом направлении преуспело руководство Международной школы Bloomingdale в Виджаяваде (Индия), которую смело можно назвать пионером в области преобразующей силы параметрической архитектуры, приходящей на смену канонам и традициям, и не только в «коробчатом» дизайне учреждений.
Ярким примером инноваций и захватывающих экспериментов можно назвать дошкольное учреждение Cocoon («Кокон»). Специалисты студии Andblack design решились просто на безумный шаг, они превратили школу в щедро покрытый зеленью холм, причем его волнообразная крыша намекает на то, что состоит сразу из нескольких холмов. Авторы проекта решили совместить в структуре дошкольного учреждения природные элементы и современную архитектуру, создавая пространство, способствующее творчеству, исследованию и игре. Отходя от традиционных архитектурных решений, разработчики стремились создать динамичную образовательную среду, которая улучшит процесс обучения на ранних этапах, что более плодотворно. Стоит отметить, что не последнюю роль в таком проектном решении сыграло само расположение нового корпуса Международной школы Bloomingdale, которая находится в регионе с уникальным природным рельефом, что и вдохновляло архитекторов на создание сооружения, дополняющее окружающую среду, а не конкурирующее с ней.
Поскольку строительство нового корпуса для дошколят велось на территории уже существующего заведения, волнообразная зеленая крыша стала органичным разграничителем, спрятав за собой внутренний дворик для безопасных игр самых маленьких участников учебного процесса. Закрытое с трех сторон пространство, плавно поднимающееся к «холмистому» зданию, выполняет множество функций. Оно служит универсальной игровой площадкой, амфитеатром и даже учебным классом при необходимости, что позволяет стереть границы между помещениями и окружающим ландшафтом. Плавное перемещение между внутренним и внешним пространством способствует погружению в процесс обучения, стимулируя свободную игру, исследование и творческое мышление.
Примечательно: Самой невероятной частью здания является не столько форма его крыши, которая действительно выглядит как естественный холм, покрытый травой. Главной инновационной изюминкой проекта является конструкция самого объекта. Как оказалось, в довольно длинном здании нет никаких внутренних опор и перегородок, только открытое и гибкое пространство. А все потому, что элементы структуры были смоделированы с помощью параметрического проектирования, при этом все детали здания – это сборные металлические сегменты, собираемые уже на месте в точном соответствии с просчитанным до сотой доли миллиметра проектом. Благодаря такой методике каркас относится к типу самонесущих.
Повысили же устойчивость структуры будущего здания за счет использования ферроцемента, который надежно удерживает металлические полые профили, что повышает общую прочность конструкции. А вот процесс заводского изготовления всех конструкционных элементов, включая те части, которые соединены с бетоном, не только обеспечивал экологичность, экономичность и эффективность строительства, но и значительно сократил время сборки.
При причудливых формах структуры особая простота «Кокона» подчеркивается минималистичной палитрой материалов, использованных в строительстве. Строители не стали прятать стальные фермы, оконные рамы или бетон, открывая каркас здания они подчеркнули рациональность и функциональность, которые никак не портят современный интерьер. Особенно если учесть, что внутри помещения нет никаких перегородок и стен, что позволяет гибко использовать внутреннее пространство.
Такой гибкости поспособствовало еще и масштабное остекление, охватывающее все стены от пола до потолка, которые выходят не только во внутренний двор. Потолочные световые люки, затерянные среди зеленой травы, придают внутреннему пространству особую атмосферу. Естественный свет усиливает плавность волнообразной крыши, создавая меняющиеся тени в течение дня. Такая игра света и тени добавляет динамизма учебному пространству, гарантируя, что оно никогда не будет казаться статичным и скучным. При этом естественное освещение помогает создать атмосферу, в которой дети могут взаимодействовать с окружающим миром, познавая его цикличность и изменчивость, что способствует тяге к знаниям и побуждает детвору к исследованиям.
В заключение авторы Novate.ru хотели отметить, что дизайн интерьера школы «Кокон» направлен на создание гибкой образовательной среды и полный отказ от традиционного разделения на строгие аудитории и рамки воспитания. Классы соединены между собой, здесь нет глухих стен и каких-либо запретов на передвижение. Такая организация учебно-воспитательного процесса позволяет детям свободно перемещаться по всей площади, что в свою очередь способствует социальному взаимодействию и сотрудничеству. При этом «Кокон» является не просто зданием, его можно считать примером того, как само здание может развиваться, идя в ногу с преобразованиями образовательного процесса.
Источник: https://novate.ru/blogs/290725/74072/