Великий князь Константин Николаевич приходился младшим братом будущему императору Александру II. С малых лет сын Николая I проявлял категоричность в характере, отличался смелостью и решительностью. Закаляя будущего флотоводца, ребенка отправляли в морские путешествия, не делая поблажек представителю царской семьи. В девятнадцать князь являлся капитаном 1-го ранга и командовал фрегатом «Паллада», а к 27 в статусе вице-адмирала управлял морским министерством. Именно Константин Николаевич инициировал в морском ведомстве глобальные преобразования, приблизившие замену парусного флота на броненосный. Помимо страстных отношений с морем, великий князь слыл блестящим музыкантом. Возглавлял Русское Музыкальное общество, играл на органе, рояле, виолончели. Его усилиями в Петербурге и Москве открывались консерватории и оперные театры.
В 1846 году Константин Николаевич встретился с троюродной сестрой - принцессой Александрой Саксен-Альтенбургской. Юная родственница была настолько хороша, что великий князь потерял голову. И заявил родителям: «Она или никто!» Те перечить своенравному сыну не стали и поженили молодых. Иностранка приняла православие и стала зваться Александрой Иосифовной. На свадьбе в 1848-м в Зимнем дворце каждый присутствующий отметил, что невеста невероятно красива. Княгиня со старта проявила организаторские способности: возглавила "Стрельнинское братство для ближнего", открыла детскую больницу, организовала и преподавала в бесплатной школе садоводства.
Поначалу муж боготворил супругу, ласково называл «Сани» - «Солнышко». Главным козырем Александры Иосифовны была ее внешность. Какой-то период эта природная особенность перекрывала недостатки воспитания и слабое образование. Великий князь относился к ее выходкам как к шалостям ребенка. Подобно ему смотрели на княгиню и окружающие.
Одним из главных увлечений Александры Иосифовны был спиритизм. Великая княгиня вместе с фрейлиной Марией Анненковой тратили на магнетические опыты кучу времени. Все это однажды закончилось тем, что женщина потеряла ребенка и чуть не сошла с ума. Имела Александра Иосифовна и другую слабость - дела амурные. Поговаривали, что любвеобильная красавица увлекалась не только мужчинами, но и женщинами. Ее союзу с Анненковой придавали двусмысленный характер. Ходила легенда, что на отдыхе в Швейцарии великая княгиня очутилась в неприятной истории, навредившей ее репутации. И Санни, во избежание огласки, передала матери девочек 14 и 16 лет крупную сумму денег.
Неудивительно, что со временем Константин Николаевич растерял чувства к жене, и в его жизни появилась другая. Балерина Мариинского театра Анна Кузнецова была моложе на 20 лет. Великий князь без стеснений выходил с новой пассией в свет и ездил отдыхать в Крым. Летописи сохранили его фразу: «В Петербурге у меня казенная жена, а здесь – законная». Будучи человеком прямым и смелым, Константин Николаевич рассказал жене все как есть. Шокированная Александра умоляла мужа не рушить семью, думать о детях, но все тщетно. Он попросил не устраивать истерик, держаться в рамках приличия и исчез в объятиях новой жены.
С 1868-го князь жил с Анной как с женой. Высшее общество удивлялось такой откровенности, но Константину было все равно. В дневнике он писал о своей второй супруге, как о «ненаглядной душке». Влюбленный князь подарил балерине дачу в Павловске и особняк в Петербурге, где пара и жила вместе. Через время особняк будет передан балерине Кшесинской. В 1874-м Кузнецова родила великому князю первого сына. Всего счастливая пара приведет на свет пятеро детей. С рождением ребенка Анна больше не возвращалась в театр. Все свое время она посвящала семье: путешествиям, совместному чтению, музицированию. Зимой великий князь со второй семьей жил в Петербурге, а летом все дружно отправлялись на дачу.
И в поездках по России, и за границей Константин Николаевич представлял Анну своей женой. И даже собирался оформить официальный брак. Обращался к племяннику Александру III с просьбой дать разрешение на развод и повторный брак. Но верный семейным традициям император категорически отказал. Поведение «дяди Коко», как называли Константина в царской семье, шло в разрез с понятиями образцового семьянина Александра. Да и он очень хорошо помнил, как сильно страдала его собственная мать в годы романа отца с Долгорукой. Портили отношения князя с императором и либеральные взгляды Константина Николаевича, настаивавшего на реформах власти. Но даже несмотря на все эти разногласия, в 1883-м консервативный племянник Александр III признал всех внебрачных детей дяди, даровал им дворянство, отчество отца и фамилию «Князевы».
Отношения Константина Николаевича и Анны Кузнецовой продлились 24 года. После пышного праздника в 1890 году великого князя разбил инсульт. Частичный паралич лишил его способности говорить, отнялась одна сторона тела. Императорская семья приняла решение перевезти князя к официальной жене в Павловск, где княгиня Александра взялась ухаживать за малоподвижным больным. Старшие дети вспоминали, что великий князь страшно мучился и явно хотел встретиться с Анной. Он мычал что-то нечленораздельное, но Александра Иосифовна категорически запретила пускать в дом Кузнецову. Скорее всего, оскорбленная женщина наслаждалась ситуацией. Беспомощный Константин превратился на полтора года в ее заложника и до самой смерти не смог даже взглянуть на свою Анну.