В середине ХХ века мировая розничная торговля столкнулась с серьезной проблемой. По мере роста количества товаров, продаваемых в магазинах, продавцам становилось все сложнее отслеживать и управлять своими запасами. Это приводило к снижению эффективности и увеличению расходов в сфере торговли, а процесс учета проданных товаров становился все более обременительным.
В 1948 году между менеджером одного из супермаркетов Филадельфии и деканом инженерного факультета Дрексельского университета состоялся личный разговор, в котором менеджер описывал проблему и интересовался у декана, могут ли инженеры разработать такую систему, которая бы автоматически собирала информации о товарах в точке продажи, обрабатывала ее, и тем самым упрощала инвентаризацию и повышала бы эффективность работы супермаркетов.
Декан пустился в пространные рассуждения на эту тему, рассказывая о сложностях такого изобретения, и по сути отклонил запрос работника супермаркета. Он, скорее всего, быстро забыл об этом разговоре, но его случайно подслушал аспирант университета Бернард Сильвер и рассказал о нем своему однокурснику Норману Джозефу Вудленду. Приятелей очень заинтересовала эта идея, они ее долго обсуждали и были уверены, что смогут найти функциональное решение.
Сначала Сильвер и Вудленд экспериментировали с флуоресцентными чернилами, которые, как им казалось, можно использовать для нанесения на упаковку информации о продукте, а затем считывать ее при помощи ультрафиолетового излучения, но эта идея оказалась неосуществимой. После первых неудачных опытов Вудленд, уверенный, что решение близко, бросил аспирантуру, переехал в дом своей бабушки в Майами-Бич и провел там несколько месяцев, отдыхая в шезлонге на пляже и размышляя над этой темой.
Однажды, сидя на пляже и задумчиво водя пальцем по песку, Вудленд непроизвольно нарисовал узор из нескольких линий и внезапно был озарен пришедшей ему мыслью. Он подумал, что линии разной ширины могут представлять собой разные данные и работать по тому же принципу, что тире и точки в азбуке Морзе. Он создал чертеж своего изобретения из толстых и тонких линий, расположенных концентрическими кругами, которые можно было бы считывать сканером под любым углом, подал заявку на патент и стал ждать.
В 1952 году Вудленд и Сильвер получили патент на свое изобретение, но потребовалось еще два десятилетия, прежде чем оно превратилось в функционирующую систему сканирования штрихкодов, а гениальность этой идеи была осознана и по достоинству оценена человечеством.
Изобретение Вудленда и Сильвера опередило свое время. Хотя они изобрели штрихкод и получили от правительства США разрешение на использование и продажу своего изобретения, в то время им не хватало ключевого компонента: устройства для считывания штрихкода.
В 1960 году Теодор Мейман, научный сотрудник калифорнийской компании Hughes Aircraft Company, создал первый в мире лазер. Его предназначение оставалось непонятным ни создателю, ни ученым. Многие полагали, что лазер, скорее всего, будет использоваться в самых разных целях: от сварки до сложных хирургических операций. Мейман и представить себе не мог, что его изобретение станет тем самым недостающим звеном, в котором нуждались Вудленд и Сильвер. Оказалось, что лазерный луч, скользя по поверхности изображения, легко передавал информацию о товаре и его цене на компьютеризированный кассовый аппарат.
К тому времени компьютеры также стали более компактными и доступными в использовании, что было важно для сканирования штрихкодов и их внедрения в сферу торговли.
Однако первой компанией, которая начала использовать штрихкод на практике, была не торговая организация, а Ассоциация американских железных дорог. Она внедрила это новшество под руководством изобретателя и бизнесмена Дэвида Джарретта Коллинза, который разработал систему шифрования и сканирования для автоматической идентификации железнодорожных вагонов, часто перегоняемых с одной железнодорожной линии на другую.
К бокам вагонов крепились цветные полосы на стальных пластинах, содержащие различную информацию. Когда вагон въезжал на железнодорожную станцию, на него направлялся луч сканера, чтобы его идентифицировать. Хотя система оказалась определенно полезной на начальном этапе, но в 1970-х годах от нее отказались из-за громоздкости и недостаточной надежности при длительном использовании.
Как раз к тому времени возникла острая потребность в маркировке продуктовых и промышленных товаров, и в США был сформирован комитет для поиска способа внедрения единой концепции универсального товарного кода, общей для всех товаров, продаваемых в супермаркетах и наносимых производителями и розничными торговцами. Стояла задача, чтобы информация, предоставляемая штрихкодом, включала в себя тип продукта, производителя, дату производства, цену и другие данные, а компьютеры на кассе считывали бы эту информацию и позволяли отслеживать продажи и другие показатели.
Первый сканер для считывания штрихкода был установлен в супермаркете Marsh's в городе Трой штата Огайо в июле 1974 года, а первым в истории продуктом со штрихкодом стала упаковка жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit, которая была выбрана для того, чтобы показать скептикам, что небольшие упаковки также можно эффективно маркировать и сканировать штрихкодом. Это положило начало современной эре использования штрихкодов.
С тех пор штрихкоды и считыватели штрихкодов прошли долгий и непростой путь развития, непрерывно совершенствуясь на протяжении полувека. Сегодня все знают, как выглядит современный штрих-код. Это небольшое изображение, состоящее из ряда параллельных черно-белых линий, которое размещается на упаковке товара, считывается специальным оптическим сканером, обрабатывающим содержащуюся в нем информацию о товаре и передающим ее в электронную систему, например, на кассовый аппарат.
Однако внедрение штрихкодов в 1970-х годах столкнулось с массой препятствий и было встречено ожесточенной критикой. Профсоюзы были обеспокоены тем, что это лишит многих людей работы, покупатели сомневались в точности цен, розничные торговцы и производители неохотно вкладывали средства в маркировку товаров и опасались, что их продукция будет испорчена. Не обошлось и без теорий заговора, ходили слухи, что с помощью штрихкодов «большой брат» будет постоянно следить за всеми, а некоторые христиане утверждали, что в штрихкодах скрывается число 666, представляющее собой «число зверя». Даже известный телеведущий Фил Донахью однажды назвал штрихкоды «корпоративным заговором против потребителей».
Но уже в 1980-х годах их преимущества во всех сферах жизни и человеческой деятельности стали очевидны. Сначала они появились на всех товарах и продуктах питания, в 2005 году авиакомпании начали печатать штрихкоды на посадочных талонах, в 2008 году этой технологией начали оснащаться мобильные устройства.
В наши дни штрихкод - незаменимый инструмент для бизнеса, он играет более важную роль, чем просто маркировка товаров и ускорение процесса оплаты. Эти крошечные полосатые метки оказали огромное влияние на мир в целом, исключив вероятность человеческих ошибок, а их будущее захватывающе и безгранично. По мере перехода от традиционных штрихкодов к двухмерным и трехмерным, они будут продолжать совершенствоваться, чтобы сделать обмен информацией максимально простым и эффективным.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070825/64939/