«Time». Apr 25, 2025 1:00 PM MT
Exclusive: Inside Trump’s First 100 Days (Эксклюзив: Внутри первых 100 дней Трампа) Из интервью Трампа журналу Тайм
Интервью началась с того, что президент Трамп вышел из своей спальни на третьем этаже Белого дома и стал спускаться по лестнице, проходя мимо портретов своих предшественников. Он сказал, что перевесил несколько портретов: «дал Клинтону хорошее место», а огромный портрет Линкольна поместил в главном вестибюле особняка. «Линкольн — это Линкольн, по справедливости», — объясняет он.
Но один, особый портрет, Трамп выставил на показ: это гигантская картина фотографии Трампа с поднятым кулаком и окровавленным ухом. Картина висит напротив портрета Обамы, как бы в негласном соревновании. Трамп прокомментировал, подчеркнув, что экскурсанты всегда задерживаются «между Обамой и Трампом» и всегда отдают предпочтение Трампу. «Это просто невероятно!». – говорит Трамп.
Пробираясь в Розовый сад, он поднимается по наклонной колоннаде к Овальному кабинету, где сразу бросаются в глаза огромные косметические изменения (*по цене капитального ремонта. Не буду их перечислять – их слишком много, но отмечу, что кабинет сияет позолотой!)
Но если Трамп вносит косметические изменения в Белый дом, то его трансформация института президентства гораздо глубже и серьёзнее. «Тайм» подчеркивает: «Первые 100 дней его второго срока были одними из самых дестабилизирующих в истории Америки, это был стремительный захват власти, стратегические изменения и прямые атаки, которые ошеломили противников, мировых коллег и даже многих сторонников.»
Трамп выпустил ряд приказов и меморандумов, которые парализовали целые правительственные агентства и департаменты. Используя свой контроль над Министерством юстиции в качестве оружия, он приказал провести расследования в отношении своих политических врагов. (*Камала Харис оказалась права, утверждая, что Трамп начнёт своё президентство с политической мести врагам).
Трамп уничтожил существенную часть государственной службы, уволив более ста тысяч федеральных служащих. Он начал войну с учреждениями по всей американской жизни: университетами , средствами массовой информации, юридическими фирмами, музеями. Он помиловал или смягчил наказание каждому обвиняемому в связи с атаками Капитолия 6 января, включая тех, кто был осужден за насильственные действия и подстрекательский заговор.
Стремясь перестроить мировую экономику, он спровоцировал мировую торговую войну, развязав широкий спектр тарифов , которые обрушили рынки. Приступая к своей обещанной программе массовой депортации , он мобилизовал агентства во всем правительстве, от Налоговой службы до Почтовой службы, в рамках усилий по поиску, задержанию и высылке иммигрантов. (*воистину – охота на ведьм). Он депортировал многих без надлежащей правовой процедуры, ссылаясь на военное положение 18 века. Его администрация выхватывала иностранных студентов с улиц и лишала их виз за участие в речах, которые ему не нравятся. Он пригрозил отправить американцев в печально известную тюрьму в Сальвадоре . Один высокопоставленный чиновник администрации говорит: «Наш успех зависит от его способности шокировать вас».
Что особенно шокирует, так это власть, которую Трамп пытается накопить, и безнаказанность, с которой он ею пользуется. Трамп заявил о конституционных полномочиях Конгресса в отношении расходов и внешней торговли, ссылаясь на нечетко определенную чрезвычайную ситуацию. Он установил контроль над независимыми агентствами и проигнорировал пост-Уотергейтские правила, призванные предотвратить политическое вмешательство в правоохранительную деятельность и расследования. Когда нижестоящие суды приказывали ему замедлить или отменить потенциально незаконные действия, он иногда игнорировал их или публично высмеивал. В одном случае он бросил вызов постановлению Верховного суда. Вынося решение в этой борьбе, судья Дж. Харви Уилкинсон, назначенец Рейгана и, возможно, самый влиятельный консервативный юрист за пределами высшего суда, заявил, что поведение администрации грозит «свести верховенство закона к беззаконию и запятнать те самые ценности, за которые всегда выступали американцы разных взглядов и убеждений».(*Это признаки диктатуры ДТ)
Трамп «скромно» охарактеризовал первые 100 дней своего срока как необузданный успех!. «То, что я делаю, это именно то, о чем я вел свою кампанию», — говорит он. Что отчасти правда. Дональд Джон Трамп, 45-й и 47-й президент Соединенных Штатов, выполняет обещания радикально изменить Америку и ее роль в мире. Он не придумал большинство проблем, с которыми он так агрессивно борется, и сторонники говорят, что он делает больше, чем предшественники из обеих партий, чтобы их решить. «Я решил больше проблем в мире, не прося и не получая признания», — говорит Трамп.
Возможно, что Трамп, спустя 100 дней, находится на пике своей власти. Сопротивление — если не похожее на Сопротивление первого срока — пробуждается к жизни. Протекционистская политика Трампа грозит рецессией, которую он сам и создал; крупные и мелкие предприятия сталкиваются с неминуемой угрозой закрытия, поскольку они сокращают рабочих, закрывают производственные линии и пытаются удержаться на плаву перед лицом сбоев в цепочках поставок и доходах в масштабах, невиданных со времен пандемии. Потребительское доверие находится на самом низком уровне за три года, а инфляция, как ожидается, вырастет в результате торговой войны. Даже некоторые «кроткие» республиканцы выразили недовольство влиянием некоторых шагов Трампа на их политическое будущее. Опросы показывают, что большая часть американцев теперь живет в страхе перед своим правительством, а рейтинг одобрения Трампа, по данным опроса Pew, упал до 40%, что на этом раннем этапе его полномочий ниже, чем у любого другого недавнего президента. (*Вряд ли Трамп ожидал этого).
Самопровозглашенная миссия Трампа и его главных помощников в первые 100 дней его правления состояла в том, чтобы сокрушить оппозицию повсюду с помощью этого шквала атак на всех фронтах. «Он абсолютно ничего не уступил бюрократии — ноль», — говорит глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлс. «Все, что он хочет сделать или считает важным для страны, мы нашли способ сделать». Даже самые опытные правительственные работники с трудом отслеживают каждое нарушающее нормы изменение в Вашингтоне, не говоря уже о том, к чему это приведет страну и мир. Главные помощники Трампа говорят, что он только начинает (!). «У него было четыре года, чтобы подумать о том, что он хотел сделать, — говорит Уайлс, — и теперь он хочет, чтобы это было реализовано».
При Трампе республиканское большинство в Конгрессе передало власть главе исполнительной власти (*а главой Правительства является Трамп, который воспользовался своей властью). С помощью Маска и его Департамента эффективности (DOGE), Трамп уничтожил уполномоченные Конгрессом правительственные департаменты, от Агентства США по международному развитию до Агентства США по глобальным медиа. Он приказал расформировать Департамент образования , начав юридическую тяжбу из-за агентства, созданного Конгрессом в 1970-х годах. Трамп остановил финансирование нескольких федеральных программ.
Трамп ясно дал понять своей партии: « не переходите мне дорогу.!» Теперь большая часть партии (*Республиканцев) искренне верит в кредо MAGA (*Сделаем Америку Снова Великой), а большинство остальных согласились с тем, что согласие с программой Трампа является требованием карьеры. «Они понимают, что президент Трамп — самая мощная сила в политике в современную эпоху», — объясняет спикер Джонсон. «Все хотят быть в этом поезде, а не впереди него».
Поскольку Конгресс и исполнительная власть теперь в значительной степени подчиняются Трампу, судам пришлось определять внешние границы власти Трампа. Уже возбуждено более 100 дел, оспаривающих его действия. А административная ошибка команды Трампа в его агрессивной программе депортации нелегальных мигрантов превратилась в начинающийся конституционный кризис.
Трамп поручил своим помощникам разработать указы, нацеленные на других предполагаемых корпоративных врагов. «Это был первый прорыв плотины», — объясняет источник, близкий к Трампу. По словам источника, сообщение будет следующим: «Послушайте, либо мы придем за вами, либо мы вас закроем, либо вы мне поможете». Критики говорят, что Трамп ослабляет структуры, необходимые для организованной оппозиции. Чем более раздроблена страна, тем меньше ее народ может оказать осмысленное сопротивление; и чем меньше граждане могут заставить лидеров подчиняться своей воле, тем меньше они становятся агентами своей коллективной судьбы, говорят они (*как же это знакомо гражданам России! С оппозицией было покончено раз и навсегда ещё 100 лет назад!)
«Его попытка запугать штаты, муниципалитеты, некоммерческие университеты, журналистов, юридические фирмы и корпорации, чтобы заставить их поклясться в лояльности, — все это часть плана по захвату власти».- говорит сенатор-демократ от Коннектикута Крис Мерфи.
А близкий к Трампу Стив Бэннон не возражает: «Он ведет джихад, чтобы реформировать их в первую очередь, поставив их на колени». (*Демократия по-американски!)
Чтобы объяснить свой подход к тарифам, Трамп предпочитает любопытную метафору — США как всемирный универмаг. «Я — этот гигантский магазин. Это гигантский, красивый магазин, и все хотят ходить туда за покупками. И от имени американского народа я владею магазином, и я устанавливаю цены, и я скажу: если вы хотите делать покупки здесь, вот что вы должны заплатить». — сказал Трамп в интервью TIME
Подход Трампа к власти похож на подход иностранных лидеров, таких как Виктор Орбан из Венгрии и Реджеп Тайип Эрдоган из Турции, утверждает Стивен Левицкий, ученый Гарвардского университета. Эти сильные мира сего выиграли законные выборы, но затем подтасовали демократические карты в свою пользу, вознаградив союзников, наказав противников, парализовав СМИ и гражданское общество и превратив государство в инструмент своей собственной повестки дня и политического сохранения. «На самом деле это происходит гораздо быстрее, гораздо более радикально, чем то, что мы видели в первые 100 дней в Венесуэле, Турции или Венгрии», — сказал он TIME. «Больше всего меня беспокоит то, как медленно отреагировало американское общество».
Ближе к концу интервью TIME спрашивает Трампа, согласен ли он с Джоном Адамсом, основателем, чей портрет он повесил на стену в золотой рамке, который сказал, что американская республика — это «правительство законов, а не людей». Президент делает паузу, чтобы обдумать это. «Я бы не согласился с этим на 100%», — говорит он. «Мы — правительство, в котором мужчины участвуют в процессе правосудия, и в идеале у вас будут честные люди, такие как я».
*Миру явно не хватает таких «честных людей», как Дональд Трамп., чтобы установить в мире торжество американской демократии!