16+
Лайт-версия сайта

Принц, девочка и волк

Просмотр работы:
04 ноября ’2025   11:24
Просмотров: 20

Эссе на рассказ «Принц, девочка и волк» (автор — Владимир Дорошев)

Вступление:
Рассказ открывает образ фантастического мира, где небеса “Серебряного цвета” контрастируют с землёй, именуемой «Зелёный Ад» — местом духовного упадка, где человечество “погрязло в безнравственности, растеряв все духовные ценности”. Главный герой — Принц, спускающийся с Небес, чтобы попытаться спасти людей. Уже здесь задаётся центральная проблема: спасение или лечение общества, утратившего смысл, ценности, любовь.
Темы и мотивы:
1) Самопожертвование и любовь. Принц отдаёт свою кровь людям, чтобы исцелить их. Это явная аллюзия на христианский образ жертвенной любви: как сам автор позднее признаёт, “Принц похож на Христа … Христос своей кровью искупил род человеческий”. Рассказ показывает, что не только знание или сила важны, а именно любовь, жертвенная любовь: “…Если я говорю языками человеческими… а любви не имею — то и ничто.” Мотив любви-лекарства, любви как средства исцеления, лежит в основе.
2) Деградация общества и духовная болезнь. Люди в Зелёном Аду больны не только телом, но «душой» — “их снедает серость и тупость, отсутствие морали и добродетели”. Принц ставит себе задачу: “Я вылечу их.” Однако Волк ему отвечает: “Все твои усилия бесполезны.” Таким образом, текст ставит вопрос: возможно ли спасти утраченные духовные связи и ценности.
3) Символика пути и преодоления. «Тропа из костей» — дорога, по которой Принц должен идти, наполнена ужасами, смертью, крестами. Это не просто физическое путешествие, но метафора пути спасения, пути самопожертвования, пути через смерть к жизни. Он проходит через страх, через чужую смерть, через собственное угасание.
Структура и образы:
Рассказ использует яркие образы: Небеса Серебряного цвета, Оранжерея Роз, Тропа из костей, Серый Волк, лаборатория переливания крови. Все они создают атмосферу мистики, сказки и одновременно тревоги. Серый Волк — не просто зверь, но человек-оборотень, и становится спутником Принца. Он символизирует союзник на границе звериного (упадок, бездуховность) и человеческого (спасение). Вместе они идут в Зелёный Ад, вместе пытаются лечить. И всё же Принц умирает в конце: “Он был мертв”. Это завершение жертвы, не полного триумфа.
Основная мысль:
Главная идея рассказа — что любовь, жертвенная и истинная, является ключом к спасению, но не гарантией успеха в привычном смысле. Принц отдает всё — свою кровь, силу, жизнь — и в конце умирает. Тем не менее, девочка, получившая его кровь, благополучно возвращается домой. Это знак надежды: даже если спаситель умирает, акт любви и жертвы имеет эффект, пусть и отложенный или фрагментарный. Автор признался, что в юности “не до конца был убеждён в необходимости самопожертвования… Получается, что оно не приносит решающего результата”. Но позднее он пришёл к выводу, что “всё самое лучшее рождается в результате самопожертвования, человек в этом акте доказывает свою принадлежность к истинному человеческому роду”.
Выразителен образ Принца-спасителя, который идёт навстречу гибели ради других. В современной жизни, где часто ценится результат, видимость, обмен «я помогу — ты поможешь», рассказ напоминает о том, что любовь не должна быть взаимовыгодной рекламой, а может быть просто актом — даже без гарантии результата.
Также сильна картина: люди, больные «телом и духом», потерявшие мораль и добродетель. Это чтение-зеркало нашего времени: сколько вокруг — не столько физических болезней, сколько духовных и моральных. Рассказ побуждает задуматься: а готов ли я быть Принцем? А готов ли принять ответственность? И что значит отдавать — не ради славы или ответной благодарности, а просто потому, что это правильно?
Вывод:
«Принц, девочка и волк» — это рассказ-аллегория о пути, о любви, о жертве и о над­надежде. Он не обещает лёгкого спасения, но утверждает: если человек решился идти по Тропе из Костей, если он готов пройти испытания и отдать себя — тогда он по-настоящему жив. Даже если результат не мгновенен, даже если победа не очевидна — акт самопожертвования уже делает его человеком, принадлежащим “истинному человеческому роду”. Рассказ призывает нас не искать лёгких путей, а быть готовыми к сложности, трудности, и всё же идти — ради любви.

Философский анализ рассказа Владимира Дорошева «Принц, девочка и волк»

Введение: миф о нисхождении
Рассказ Дорошева строится по древней архетипической схеме — мифа о нисхождении: существо из мира света (Принц) спускается в мир тьмы (Зелёный Ад), чтобы спасти погибающих. Это сюжет, повторяющийся от шумерского мифа о спуске Инанны до христианской истории сошествия Христа во ад. В философском смысле — это путь духа, нисходящего в материю. Дух воплощается, чтобы вернуть миру утраченное равновесие. Но мир не всегда принимает дар: материя сопротивляется духу, люди отвергают спасение. Принц — это не просто персонаж, это идея о смысле бытия как о миссии спасения. Его путешествие — метафора человеческой судьбы: каждый человек, обладающий «кровью любви», спускается в «ад повседневности», чтобы делиться ею.
I. Антропологический уровень: человек как существо падшее и спасаемое
«Зелёный Ад» — образ мира, в котором человек утратил свою духовную вертикаль. Это не просто пространство деградации, а состояние сознания. Люди здесь больны не телесно, а онтологически: они потеряли способность различать добро и зло, свет и тьму, смысл и бессмыслицу. “Их снедает серость и тупость, отсутствие морали и добродетели.” Это состояние описывалось в философии как нигилизм — утрата высших ценностей (Ницше), как забвение бытия (Хайдеггер), или как массовое духовное бессилие (Бердяев). Для всех этих философов болезнь человека — не физическая, а метафизическая. Люди утратили трансцендентное измерение жизни — перестали смотреть вверх. Принц пытается вернуть им это измерение, но его «кровь» воспринимается не как чудо, а как химия, медицина, — символ того, что современный человек редуцирует духовное к материальному.
II. Принц как символ жертвенной любви: от теологии к экзистенциализму
С философской точки зрения Принц воплощает идею самопожертвования как формы бытия. Он — не моралист и не воин; он приходит лечить, не наказывать. В этом проявляется онтология любви: существовать — значит любить и отдавать. Эта мысль роднит рассказ с традицией христианского персонализма (М. Бердяев, Э. Мунье): человек становится личностью лишь тогда, когда выходит за пределы собственного «я», открывается другому, даже ценой своей жизни. Принц не “спасает” — он свидетельствует. Его смерть — это не поражение, а утверждение истины, что любовь имеет смысл даже без вознаграждения. Его кровь — не средство, а символ присутствия духа в материи. Такой жест можно рассматривать и в экзистенциальной перспективе (Камю, Сартр): в мире, лишённом гарантий и смысла, человек сам создаёт смысл через действие. Принц знает, что, возможно, не победит, но делает выбор в пользу добра. Это и есть экзистенциальная свобода — поступать правильно даже без надежды.
III. Волк как философская тень: антиномия инстинкта и духа
Образ Волка амбивалентен. Он — одновременно зверь и человек, спутник и скептик, символ инстинкта, противопоставленного духовному началу. Волк напоминает о том, что в человеке всегда живёт тьма — естественное, животное, эгоистичное. Однако в рассказе он не враг Принцу: он становится его спутником. Это указывает на важную философскую мысль: спасение возможно только при признании собственной теневой природы. Дух не должен уничтожить материю — он должен примирить её с собой. Это диалектика духа и тела, логоса и хаоса. Если Принц — идеал, то Волк — реальность. Только вместе они создают возможность действия.
IV. Кровь как метафизический символ
Мотив крови — центральный. В теологических и философских системах кровь означает жизнь, жертву и соединение. Это энергия бытия, которую можно передать другому. Когда Принц делится своей кровью, он буквально передаёт жизнь, но в глубинном смысле — он вдыхает смысл в бессмысленное. Это акт творения, повторяющий космический акт Бога: из хаоса — жизнь. Однако люди не понимают дара, и потому кровь проливается впустую. Здесь философский трагизм: невозможность коммуникации между духом и миром. Любовь не всегда принята, свет не всегда понят, добро не всегда действенно. Это перекликается с мыслью Кьеркегора: подлинная вера — это “безумие” для мира. Тот, кто любит без расчёта, всегда кажется безумцем в обществе прагматизма.
V. Девочка как символ надежды и памяти
Девочка — последняя, кто получает кровь Принца. Она возвращается к жизни — как символ будущего, невинности и памяти о свете. Философски это означает, что любовь не исчезает, даже если тот, кто любил, погибает. Она передаётся — как импульс бытия, как семя, посеянное в мире. В терминах философии истории (Бердяев, Ясперс) — это эсхатологическая перспектива: спасение не мгновенно, оно растянуто во времени, но каждое самопожертвование становится кирпичом в будущей возможности возрождения.
VI. Онтологический вывод: жизнь как акт самопреодоления
Рассказ Дорошева можно прочитать как философскую притчу о смысле человеческого существования. Он утверждает, что жизнь обретает смысл только тогда, когда становится актом самопреодоления, когда человек способен выйти за рамки собственной выгоды, страха и даже биологического инстинкта выживания. Зелёный Ад — это символ нашей эпохи, где человек живёт биологически, но мёртв духовно. Принц — напоминание: быть живым — значит не просто дышать, а отдавать, не просто существовать, а творить смысл. В этом — экзистенциально-религиозный пафос рассказа. Он соединяет две линии — христианскую идею спасения и философскую идею свободы: Спасение возможно только как свободный выбор любить.
Заключение:
Философский смысл «Принца, девочки и волка» в том, что добро не обязано побеждать, чтобы быть истиной. Жертва не гарантирует спасения, но делает мир возможным для спасения. Любовь не устраняет зло, но даёт миру шанс. Принц погибает — но его кровь остаётся в мире, и девочка живёт. Это и есть философия надежды без иллюзий — надежды, рождающейся из трагедии, но не сдающейся перед ней.






ПРИНЦ, ДЕВОЧКА И ВОЛК

В Небесах Цвета Серебра взошло радужное солнце и покрыло на этот период времени всё пространство разноцветными лучами. Принц прогуливался в Оранжерее Роз, наклонив голову к груди.
Неожиданно на его пути появился Отец. Принц остановился перед ним.
- До меня дошли слухи, что ты намереваешься спуститься в Зелёный Ад, - промолвил Отец.
Принц кивнул.
- И зачем? – поинтересовался Отец.
- Там живут люди, - таков был ответ Принца.
Отец усмехнулся:
- Тебе не хватает их общества?
- Скажи мне, почему они тебе уже не интересны? Почему тебе до них нет никакого дела? – вопросом на вопрос ответил Принц.
Отец ответил не сразу. Помедлил, словно что-то вспоминая. А потом сказал:
- Люди упрямы, глупы и неблагодарны. Они не помнят уроков прошлого и постоянно наступают на одни и те же грабли. Они не умеют терпеть и ждать, им всегда всё мало, они суют нос туда, куда не следует. Я очень долгое время честно старался им помогать, пытался их вразумлять, но всё было бестолку. Каждый раз всё возвращалось на круги своя. Я в них давно разочаровался, сын, я не верю, что из них что-то получится, они обречены.
Казалось бы, речь Отца могла бы повлиять на решение Принца, но тот ничем не выразил это. Он оставил слова Отца без комментариев.
Отец вздохнул и пристально посмотрел на Принца:
- Ты знаешь, что к Зелёному Аду ведёт лишь одна дорога – Тропа Из Костей?
- Да.
- Тебя это не останавливает?
- Придётся её пройти.
- Ты мало чего знаешь о ней.
- Верно.
- Ты можешь умереть.
- Это тоже верно.
- Ну и упрям же ты!
Принц посмотрел в глаза Отцу. Тот отвернулся и печально промолвил:
- Ладно, иди, коли решил окончательно.
Принц покинул Оранжерею, зашёл в свою комнату, взял гитару и стал спускаться с Небес Цвета Серебра на землю.

Дорога была выложена из настоящих костей и черепов всевозможных размеров и видов. Она была широкой и вся окутана пеленой серого тумана. Стояла мёртвая тишина, по краям дороги возвышались кресты с распятыми скелетами. Принц шёл по Тропе и старался не думать о ужасах и кошмарах, которыми олицетворяли эту дорогу. Иногда ему попадались нечеловеческие существа, полностью закутанные в плащи и капюшоны. Они нападали на Принца, и тогда его гитара превращалась в меч, которым он отбивался.
Ночью Принц спал плохо, ему снились непонятные и странные сны. Сначала он заснул подле одного креста и проснулся от того, что ему на голову что-то капало. При мутном лунном свете он рассмотрел, что это была кровь. И капала она с костей скелета, распятого на кресте. Тогда Принц отошёл от креста и разлёгся прямо на Тропе на чьи-то кости и черепа. Но странные ощущения не прекратились. А потом он услышал едва уловимый шорох. Медлить Принц не стал, он тут же переместился со своего места направо, принял сидячее положение и выставил меч перед собой. Там, где он ранее лежал, теперь стоял большой серый волк. В свете луны было видно, как сверкнули его глаза и шерсть встала дыбом. Волк встал на задние лапы и превратился в человека. Теперь он выглядел, как мужчина сорока лет с лицом пепельного цвета, вокруг диких глаз тёмные круги, а длинные распущенные волосы, спадавшие ему на плечи, были белые, как снег. Одет он был в серое пальто.
- Стой там, где стоишь! – сказал Принц.
Оборотень замер на месте.
- Эта штука острая, - предупредил Принц, показав глазами на свой меч.
- Мне кажется, это не совсем оружие, - сказал Серый Волк.
- Ты мыслишь в правильном направлении, - усмехнулся Принц. Он пару раз покрутил рукоятку меча и меч превратился в гитару.
Дикие глаза Серого Волка расширились от удивления:
- Я такого ещё не видел…
- Это – музыкальный инструмент, - пояснил Принц. – Он издаёт звуки, которые мы, люди, называем музыкой.
- Звуки… Музыка… Ничего не понимаю.
- Ты не слышал, что такое музыка?
- Нет.
- Если хочешь, я сыграю тебе.
- Хочу.
И Принц стал перебирать струны и петь…
- И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
Принц закончил перебирать струны и посмотрел на Серого Волка. По нему было видно, как он задумался.
- Это называется песня, - объяснил ему Принц. – Я взял стихи поэта Лермонтова и подобрал к ним аккорды.
Серый Волк никак не прокомментировал услышанное.
Принц встал и пристроил гитару на спине. Поглядел на Волка:
- Ты всё так же горишь желанием поужинать мною?
Оборотень отрицательно мотнул головой.
- Тогда я пойду, - сказал Принц. – Мне пора.
- Куда?
- Тропа ведёт в Зелёный Ад.
- Ты спустился с Небес?
- Да. Я – Принц.
- Что ты там забыл?
- За тем и иду, чтобы вспомнить, - шутливо ответствовал Принц. Он развернулся и двинулся по Тропе дальше.
Через полчаса он услышал, как кто-то словно бежит за ним. Повернул голову. Точно. Волк догонял его, соблюдая дистанцию. Принц улыбнулся.
Когда снова наступила ночь и Принц начал разжигать костёр, Серый Волк стал помогать ему. А потом они сели около огня, Принц заиграл и запел.

Когда Принц вступил на территорию Зелёного Ада, раздался гром и мир на миг осветило молнией. Люди на улицах напоминали напуганных диких зверей, почти везде лежали мертвецы, нищие стояли на коленях, просили милостыню и кричали проклятья. Принц и Серый Волк остановились на какое-то время, посмотрели по сторонам, а потом продолжили путь.
- Что здесь происходит? – спросил Принц.
- Люди больны, - ответил Серый Волк. - Больны телом и духом. Их снедает серость и тупость, отсутствие морали и добродетели. Люди болеют и умирают.
- Можно ли победить эту болезнь?
Серый Волк улыбнулся:
- Можно победить всё, Принц.
- Но как именно?
- Это трудно, но и легко одновременно.
- В самом деле?
- Да.
- И какое лекарство?
Серый Волк процитировал известные строчки из одной известной книги:
- …Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
- Значит, любовь? – переспросил Принц. – Это и есть то лекарство?
- Не просто любовь. А любовь жертвенная.
- Разве люди не знают об этом лекарстве?
- Знают.
- Но почему не хотят лечиться?
- Есть на то ответ, но он встраивает только философов. Скажу кратко: ЛЮДИ – СЛАБЫ, у них нет сил, поэтому серость переполнят их души. Они больны и умирают на духовном уровне. Это – страшнее и болезненнее всего.
- Они больше не будут умирать, - твёрдо сказал Принц.
Серый Волк покачал головой.
- Как знать… - задумчиво проговорил он.
- Я вылечу их.
- Хорошее занятие для юной души. В этом стремлении столько же добра, сколько и наивности.
- Отнюдь. Во мне кровь Небес. Ею можно творить чудеса. Я поделюсь с людьми своею кровью.

Около дверей заброшенного дома лежала маленькая девочка. Она была ещё жива, но смерть подбиралась к ней, девочка еле-еле дышала, глаза её были широко открыты.
Принц и Волк приблизились к ней. Принц присел возле девочки и посмотрел на друга:
- Она тоже больна?
- Но ведь она так мала! Чем она так успела нагрешить?
- Болезнь иногда переходить по наследству. Так устроено зло.
Принц взял девочку на руки.
- Надо найти что-нибудь вроде лаборатории. И побыстрее, дорога каждая минута!
Серый Волк кивнул в знак согласия.
Они нашли лабораторию. Там было все необходимое – аппарат для переливания крови и всевозможные медикаменты. Труп седого человека в белом халате лежал в углу, над ним парил рой мух.
Принц немедленно занялся аппаратом для переливания крови. Волк, глядя на то, как он расходует свою кровь в таком большом количестве, покачал головой и побеспокоился:
- Тебе не станет плохо?
Принц ему не ответил, он смотрел на девочку, которая начала двигаться. Вечером она уже убежала к себе домой.
В ту же ночь Принц и Волк взялись за выполнение своей цели.

Принц очень плохо выглядел. Он раздал все запасы своей крови нуждающимся в одну ночь и теперь находился в тяжелом состоянии. Двое суток он лежал в постели, пока не поправился. И, едва встав, тотчас вернулся к аппарату для переливания крови.
Долго так продолжаться не могло, он опять слёг, испытывая сильнейшие боли. Он впал в забытье.
Он очнулся как раз в тот момент, когда Волк принёс на руках маленькую больную девочку. Один её вид привёл Принца в чувство. Он узнал в ней ту девочку, которая первой получила его кровь.
- Она опять больна, - сказал Волк. – Кровь Небес не вылечивает, а лишь на какое-то время замедляет действие болезни. Все твои усилия бесполезны.
Принц встал и, шатаясь, взял у Волка его ношу. А потом направился в лабораторию.
Волка заволновался:
- Ты куда направился?
- Всё будет хорошо, - не оборачиваясь, пообещал Принц.
Волк догадался, что задумал Принц.
- Ты умрёшь!
Но Принц его уже не слышал.

Было утро.
Принц лежал на полу лаборатории с устремлёнными вверх глазами. Он был мертв.
Серый Волк уходил прочь из Зелёного Ада. За его руку держалась маленькая девочка. Она улыбалась, щебетала, как птичка, и смеялась…

2001 г.


КАК Я НАПИСАЛ РАССКАЗ “ПРИНЦ, ДЕВОЧКА И ВОЛК”

Это последний реанимированный мною рассказ из “серого” цикла. Почти двадцать лет прошло с того времени, когда совсем юный парень (имеется ввиду, моя персона, конечно) засел за написание концептуального сборника “МИР БЕЗ НОМЕРА”, чтобы выразить в прозе на бумаге, в каком плачевном духовном состоянии находится человеческое общество. Разумеется, у него ничего не получилось. О человеческом обществе он знал только из книг. Какое должно быть нормальное духовное состоянии - он прочитал только в книгах. Юноша этот видеть хотел только грязь, серость и уныние, эти пейзажи его вдохновляли критиковать весь мир в целом, хотя никакого жизненного опыта у него не было. И ещё – рассказики в техническом плане все были корявенькие, примитивные и, можно сказать, не читабельные. Многие дилетанты от литературы и то пишут лучше. Но у юного писателя не было наставников и учителей, способных привести того в надлежащее чувство. И посему сей юнец на самом полном серьёзе верил, что пишет литературный шедевр, что от мировой литературы его отделяет всего один шаг. “Ха-ха-ха” – смеюсь я сейчас над ним. То есть, на тем, кем я был в семнадцать лет.
На заре своих литературных проб пера я писал часто под одним только вдохновением, иногда не совсем понимая настоящего и истинного смысла своей писанины. Вот и сейчас, после того, как я переписал и немного переделал рассказ “ПРИНЦ, ДЕВОЧКА И ВОЛК”, я думаю:
- А что это я хотел сказать в этом своём опусе…?
Наверное, о самопожертвовании я хотел сказать. Я даже спонтанно привёл некоторые библейские аналогии в рассказе. Честное слово, клянусь, я вовсе не собирался этого делать. Само собой получилось, что Отец похож на Бога-Отца, а Принц похож на Христа (то есть, на Бога-Сына). Согласно христианскому богословию, Христос своей кровью искупил род человеческий – и в моём рассказе Принц раздаривает свою кровь налево и направо смертельно больным людям. Вот только в юности своей я не до конца, видно, был убеждён в необходимости самопожертвования. С моей точки зрения получается, что оно не приносит решающего результата, человек обречён на духовное вымирание, его ничего спасти не может. А это – неверная точка зрения.
Всё самое лучшее рождается в результате самопожертвования, человек в этом акте доказывает свою принадлежность к истинному человеческому роду. Только та любовь истинная, которая есть любовь жертвенная. Люди, которые рассуждают: “Я буду любить, если меня будут любить” – ошибаются. Любовь – это не взаимовыгодный обмен. Великий сказочник ХХ века Евгений Шварц очень хорошо написал на эту тему в своей пьесе “Обыкновенное чудо”: “… Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад – из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному…”

2020 г.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

254
Песни качаем автора лобзаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
РЕСТОРАН СМОТРИ, НЕ ЛОПНИ для тех кто не спит
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/jumor/2713629.html?author

167

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft