Глобально-сакраментальный вопрос современности: «Почему общепланетарный духовный кризис нашей цивилизации с очевидной неизбежностью грозит перерасти в общепланетарную экологическую катастрофу для всех форм земной жизни?»
40 лет назад состоялась Конференция ООН 1972 г. в Стокгольме — первый международный форум по окружающей среде и развитию.
20 лет назад в 1992 г. Прошёл второй международный форум по окружающей среде и развитию — состоялась Конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Представители 179 стран мира, 1 600 неправительственных организаций встретились на «Саммите Земли», чтобы обсудить проблему катастрофического состояния окружающей среды на Земле и вытекающую из неё проблему выживания будущих поколений.
Через пять месяцев 18 ноября был опубликован документ под заголовком «Предупреждение учёных мира человечеству». Документ подписали более 1600 ведущих учёных из 71 страны, включая половину из всех нобелевских лауреатов того времени. В тексте «Предупреждения» говорится: «Человеческие существа и мир природы находятся на пути разрушения. Действия людей наносят глубокий и часто невосполнимый урон окружающей среде и всем жизненно важным ресурсам. Если этому не воспрепятствовать, то многие наши нынешние действия ставят под серьезную угрозу такое будущее, какого мы желаем человеческому обществу, растительному и животному царствам, и могут так повлиять на живой мир, что станет невозможным сохранение жизни в том виде, в каком она нам известна. Если же мы хотим избежать катастрофы, к которой нас приведёт наш сегодняшний образ действий в ближайшем будущем, то фундаментальные перемены должны быть произведены в самом срочном порядке». «Остается не более одного или нескольких десятилетий до момента, когда возможность предотвращения бедствий, перед лицом которых мы сейчас стоим, будет утрачена, и возможности для человечества неизмеримо уменьшатся. Мы, нижеподписавшиеся, ведущие члены мирового научного сообщества, предупреждаем здесь всё человечество о том, что нас ожидает. Для предотвращения обширного горя для людей и того, чтобы наш глобальный дом на этой планете не оказался безвозвратно искажённым, требуется великая перемена в нашем управлении Землёй и жизнью на ней».
Какая великая перемена требуется? Что необходимо изменить в первую очередь, чтобы избежать катастрофы всеобщего самоуничтожения?
Ответы на эти вопросы не просто подтверждают интуитивную догадку многих здравомыслящих людей о том, что ПЕРВОПРИЧИНОЙ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ ЯВЛЯЕТСЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КРИЗИС В ДУШАХ ЗЕМЛЯН, но и настоятельно требуют от них конкретных безотлагательных действий по спасению Планеты в целом.
Вот почему актуальность ПЕРЕСМОТРА НАШИХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ во всех её аспектах, стала первоочередной задачей для всех «инженеров человеческих душ», включая и профессиональных любителей мудрости — философов.
К сожалению, первая попытка любителей мудрости, предпринятая ими на Всемирном философском конгрессе в Сеуле (5 августа 2008 г.) по выработке новой системы взглядов на нашу планетарную жизнь не увенчалась успехом, а точнее свелась к констатации самого факта о необходимости такой работы.
Ну, а мысль о необычайной трудности такой работы высказала в своём докладе Танелла Бони, заявив, что вопрос о смысле человеческой жизни «предваряет все другие вопросы (нашего бытия), но как на него ответить?» (Камю).
Ибо этот вопрос несёт в себе сакральный (метафизический) смысл, который постоянно преследует человечество на протяжении тысячелетий. Даже элементарная логика и здравый смысл подсказывают, что ответ на самые жизненно важные сакраментальные вопросы бытия и поиск сакрального смысла нашей жизни требует соответственно сакральных знаний.
Но современная наука не обладает сакральными знаниями, мало того, она до сих пор объявляет их лженаучными, а в результате пестуемый ею, так называемый, научно-технический прогресс создал целую армию учёных-самоубийц и поставил наш Земной мир на грань планетарной катастрофы.
(Справедливости ради необходимо отметить, что отдельные передовые экспериментальные исследования современной науки проникли в глубины космоса, материи, истории, психологии, органики и т. д. Однако, общая научная картина мира на основе этих опытных данных никак не складывается, потому что основополагающий принцип научного поиска «Практика является критерием истины» перестаёт здесь работать).
Какой выход из мировоззренческого кризиса предлагает современная интеллектуальная элита? Большие надежды в философских поисках принято связывать сегодня с поиском СИНТЕЗА ныне имеющихся мировоззрений.
А можно ли в принципе синтезировать противоречивые и в отдельных элементах взаимоисключающие теоретические системы? Существуют ли для этого необходимые и достаточные условия? Имеется ли у данных теорий единый понятийный и языковой (терминологический) аппарат, единые критерии истины (истинности)? Кто будет представлять материалистическую (светскую) и идеалистическую (религиозную) философию?
Единой синтетической школы в философии нет, не было (и не предвидится). (к примеру, в Европе «философские направления разделились на „континентальные“ и „островные“. Диалог представителей этих направлений напоминает разговор слепоглухонемых из-за несогласия в проблематике, ценностях, методологии, толковании значимости здравого смысла и обыденного языка» Философия, А. К. Рычков, Б. Л. Яшин)
Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере религиозных философий (мировоззрений).
Оставив в стороне такие религии Древнего мира, как индуизм, даосизм, конфуцианство (и др.) и не рассматривая богословско-догматических противоречий в т. н. авраамических вероучениях (иудаизме, христианстве и исламе) достаточно взглянуть только на внутрихристианскую ситуацию на примере догмата о Троице — об исхождении Святого Духа (филиокве). Представители Восточного (ортодоксального) христианства свято верят в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Адепты Западного (католического) христианства с неменьшей святостью верят в то, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Возможен здесь компромисс и синтез в диалоге богословов указанных традиций? Нет.
Если высшие авторитеты только одного — христианского вероучения не могут придти к единому пониманию базовых постулатов (догматов) своего богословия, то что же говорить о межрелигиозном диалоге и мировоззренческом взаимопонимании представителей всех остальных вероучений и церквей?
Надеюсь, сказанного уже достаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о возможности и перспективах диалога всех ныне существующих философий в поисках мировоззренческого синтеза.
Выход из этой, казалось бы, безнадёжной ситуации есть.
ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА САМИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОСТУЛАТЫ ГОСПОДСТВУЮЩИХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
(Источник всего сущего — Бог как абсолютный дух или Природа как абсолютная материя).
Несостоятельны позиции нравственной самооценки в наших сугубо антропоцентрических мировоззрениях
(земной человек — это венец творения или всевидящего Бога, или слепой Природы).
Бесперспективными являются все попытки достичь успехов в ДИАЛОГЕ и взаимопонимании между учёными людьми различных МИРОВОЗЗРЕНИЙ до тех пор,
пока нам не удастся преуспеть в ДИАЛОГЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИИ С ЖИВЫМ МИРОМ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ И ОКРУЖАЮЩЕГО НАС КОСМОСА,
для чего потребуется соответственно ЕДИНЫЕ С НИМИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЯЗЫК.
(далее и полностью см.
)