Открыть книгу со второй страницы и с двух сторон, чтобы открыть для себя сразу двух замечательных художников. Супруги Дугины – Ольга и Андрей – талантливые мастера книжной иллюстрации современности, хотя современности-то в их картинах нет как нет. Они проживают в прошлых веках в Германии и кропотливо работают в своей ювелирной мастерской, нет, лучше – ворожат, над каждой из книг по нескольку (может быть – сотен?) лет. «Храброго портняжку» они рисовали почти семь лет.
Их витиеватые работы над немецкими сказками одаривают наше воображение несметным богатством фантазии и вовлекают его кружение во времена времён Босха и Дюрера. Когда по белу свету до темна сутём браживали гневливые великаны и бранчливые, мнимые как числа в часослове карлы. Динозавры и стрекозавры уже вымерли, а диковинные драконы – и не думали. В чёрных лесах было полным полно куниц «и прочих ценных тварей», как то – дикой вепрь или архирыба – всё то, что не нарушало единообразие однорогов и внемлело неразборчивому шёпоту сказок.
В одной – портняжка, что одним махом прихлопнул семерых канц-мух (но ни одного Альфонса в припадочную придачу). И даже я, который одержим сдержанностью, не могу не остановить себя на мысле, чтобы не назвать эти иллюстрации гениальными.
В другой – опьянённый поиском перьев дракона, влюблённый юноша. Оказавшийся в эшеровском мире неизбывных окон и окончаний. Некогда некий полководец опоил своих воинов «матерью-королевой ядов» и те, потеряв память, начинали переворачивать на своём пути каждый камень в поисках чего-то самого важного. Их следы там и тут проступают в полотне и этой истории. Из-за каждого куста бересклета на нас смотрят их пустые глазницы. Мы это проходили.
И всё это на безустально вырисованном фоне без кочедыжников, но с разными кочерыжниками, всякими там кочевряжниками и иже с ними. С хитросплетёнными музыкальными стеблями трав, улиток (ну как тут не вспомнишь наездницу Байроса!). «Закрывшая уши от страха, Германия Баха».