16+
Лайт-версия сайта

Юлия Великанова о рукописи Юрия Тубольцева

Литература / Литобзор / Юлия Великанова о рукописи Юрия Тубольцева
Просмотр работы:
13 февраля ’2025   22:55
Просмотров: 1114


www.pechorin.net, http://review.pechorin.net/, info@pechorin.net
https://vk.com/pechorinnet, https://t.me/pechorin_net, https://dzen.ru/pechorin.net

Литературный портал «Печорин.нет»
РЕЦЕНЗИЯ
Юлия Великанова о рукописи сочинений Юрия Тубольцева «Как ни крути, а ты всегда на полпути» и «Абсурдософия»

Поэзия – это всегда сомнение, поиск
Я немного знакома с творчеством Юрия Тубольцева – благодаря совместным занятиям в Литературной мастерской ныне покойной Людмилы Вязмитиновой «Личный взгляд».
Знаю, что афоризмы – это «торговая марка» автора, отличительный знак. Мне не встречались другие современные афористы. Редкий жанр.
Предложенная для рецензии рукопись представляет собой оригинальный, интересный замысел. Автор начинает с афоризмов-одностиший, а затем следует подборка стихов, где афоризм становится частью более пространного стихотворения.
В стихах Ю. Тубольцев развивает несколько основных тем, используя сквозные мотивы и образы.
У подборки афоризмов и у цикла стихов разные названия – притом, что замысел прослеживается единый. Главная творческая задача видится в том, чтобы выразить, дооформить замысел, придать ему законченный вид. Подробнее об этом позже.
Начнём с того, с чего начинается рукопись, – с афоризмов, от древнегреческого αφορισμός – «краткое изречение». Это и литература, и философия сразу. Любое время задаёт мыслящим людям вопросы, которые волнуют многих. Краткое изречение, призванное точно выразить мысль, поделиться с читателем сегодняшней мудростью, современной, актуальной, но сквозь призму мудрости веков. Без прямой дидактики.
Афоризм – не юмор, не анекдот, не пародия. Остроумие важно безусловно, да. Нельзя обойтись без яркого парадокса, формально-логического противоречия. Форма столь же важна, как и содержание.
Формула успеха афоризма: использовать стандартное привычное поначалу (от чего оттолкнуться – от клише, трюизма), и затем вдруг переиначить, вывернуть наизнанку.
Удачный афоризм – это всегда сюрприз.
Рукопись Ю. Тубольцева открывается подборкой «Одностиший». В некоторых из них слово из середины рифмуется с окончанием строки. То есть перед нами стихотворные афоризмы.
Какие приёмы использует Ю. Тубольцев при создании афоризмов?
1) Работа с известными устойчивыми выражениями (узнаваемые цитаты из литературы, кино и т.д., крылатые выражения, пословицы, поговорки:
– соединение двух – А вас я попрошу остаться на коне (предложение приказ Штирлицу от Мюллера) плюс «остаться на коне» – о человеке в выигрыше, в позиции силы, победившем;
– неожиданный поворот внутри одной исходной реплики, с самостоятельным добавлением: Дано нам сердце, чтобы логике перечить. У раннего Мандельштама было: «Дано мне тело...».
– Иметь, что имеем, мы часто, увы, не умеем – о том же, о чём «Что имеем, не храним – потерявши, плачем».
2) Без настроенья не сварить варенья – воспринимается как вариация на тему пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3) В чём ошибёшься, в том и разберёшься… – интонационно «С кем поведёшься, от того и наберёшься», а тематически здесь широко: «Тот не ошибается, кто ничего не делает» и одновременно – «На ошибках учимся»...
4) Где разум, там и недоразуменье; Кто ищет смысл, тот бередит бессмыслицу; Не в сказке мы, где всё решит подсказка – игра с однокоренными словами.
5) Игра с полярными понятиями: Как это низко – оказаться выше всех! или В плохой игре и выигрыш – как проигрыш.
6) Парадоксальные, не до конца ясные фразы: Мал золотник, да спрячь его от Доры. Слово «дорог» видоизменилось в созвучное имя. Возможно, речь идёт о модной у подростков певицы с таким именем. Но это неочевидно.
7) Пародия на поэтический штамп: Стихи, луна, вишнёвый сок, любви глоток...
8) Момент «заземления» от начала к концу: За скелеты в шкафу вам придётся доплачивать грузчикам.
9) Создание новых слов – окказионализмов: На барабане не получится гитарить.
И другое.
Особенно удачными представляются такие: В людей я верю, вот и оптимизм или Всё, что бесспорно, то недостоверно; Опаздывай на поезда, хотя бы иногда; Путь гения лежит через тупик или Чёрный квадрат – для мыслителя красная тряпка ...
Иногда автора ведёт за собой рифма, и ей в угоду получается фраза спорная и неубедительная по смыслу: Лишь дворняга живёт без напряга… (разве же без напряга?) или Совет – как фальшивый билет… (далеко не всякий совет так плох) или Съешь колбасы, чтоб выросли усы… (???)
«Одной строкой» – новый отдельный цикл. Формальная разница – здесь две строки, но записанные в одну. Нужны ли эти тексты в объёме этой рукописи, – вопрос, на который автор сможет найти ответ позже.
Подходим к сборнику стихов «Абсурдософия».
В «многострочных» стихах автор продолжает пользоваться своим привычным инструментарием, сохраняет афористичную интонацию.
Как уже было сказано выше, в основных стихах подборки Ю. Тубольцев обыгрывает, развивает, неоднократно повторяет афоризмы. Их темы и мотивы – глубокие, полемичные, требующие пристального рассмотрения, раскрытия.
Среди тем выделяются наиболее ярко:
1. Чёрный квадрат (в том числе «Я квадратен» – говорится не раз о лирическом герое).
«Чёрноквадратотерапия» – удачная находка слова, встречается в стихотворении «Искусства муки». Однако вкладываемый в окказионализм смысл не прояснен.
Стихотворение «Я – архетип черного квадрата» содержит в себе «Одностишия», так же как и текст «Я – чёрный квадрат».
«Жизнь» – короткий итожащий стих. Последняя строка производит неожиданное и сильное впечатление.
Текст «Закрашивая черный квадрат» – ещё одна попытка подойти к итогам.
Тем не менее, вопросы к автору остаются.
2. «Я архетип ребенка и шута, но в зеркале я – сволота». Тема очевидно важна для автора, он возвращается к ней многократно. Фраза, да и тема, настолько необычна, даже вызывающа, что к её раскрытию нужно отнестись с вниманием.
«Ребёнка и шута во мне есть архетипы» – из стиха «Перегиб». «Запутанность» продолжает ряд повторов.
К сожалению, без развития.
Стихотворение «Яяяяя» ближе к концу рукописи должно бы подытоживать тему «архетипа». Лирический герой пытается что-то объяснить, но быстро сбивается на одно только «яяяя»... Общая тема остаётся без раскрытия.
Много к автору вопросов...
3. Поэт, выбор творческого человека – тема создания текстов, таланта: пишу (назло всему), читаю и от этого в выигрыше по сравнению с другими, преимущества поэта перед толпой...
В стихах на эту тему особенно много дидактики, призывов, восклицаний, напутствий, предостережений. Всё это не очень-то соседствует с поэзией. И афоризму это, как мы помним, не к лицу.
Есть и прямо-таки выводы, итоги. Как например, стихотворение «Гений». Может ли быть поэзия там, где автору уже всё ясно. Поэзия – это всегда сомнение, поиск.
Стих «Пиит» – «Не пиить же ты, пиит» – первая строка хороша. А вот иврит, похоже, возник здесь из соображений подрифмовки.
4. Ещё одна сквозная тема (возможно): «Будет мир светлей».
«Найду я свет!» – уверяет лирический герой («Лабуда»). Как хочется верить!
Стихи Ю. Тубольцева характеризуются свободным метром, частичной хаотичной рифмовкой. Автор высказывается оригинально, не ограничивая себя законами стихосложения (что внятно артикулировано и в содержании стихов).
Его ведут мысль и чувство, это явственно ощущается, и это всегда интересно – проявление живой творческой души. Но и законы и правила в поэзии – дело нужное. Важное.
Что есть в удачном стихотворении:
Идея – основная мысль, которая держит текст как единое произведение, не распадающееся на отдельные строки. Сюда же примыкает сюжет и его раскрытие (если он наличествует).
Атмосфера – оттенки чувств, эмоций, состояния автора.
Размер (ритм, длина строки) – важны для мелодики произведения, звучания и настроения, которое оно создаёт у читателя.
Различные приёмы и средства, повышающие выразительность поэтического текста – сравнения, эпитеты, метафоры, гипербола и многое другое.
Сильное начало и сильная концовка.
Звукопись – все ли сочетания букв и слов благозвучны при произнесении вслух.
И ещё – что делает стихотворение именно стихотворением, а не набором мудрых мыслей, записанных в столбик – иногда с рифмой – но тем не менее остающимся прозой? В первую очередь – поэтический образ.
Вернёмся к замыслу поэтической книги. Цикл «Одностишия» – это заявка того, что далее будет встречено и развито в стихотворениях.
Автор задумал оригинальный философский цикл – с оригинальной подачей, которую надо более явно проявить, прояснить.
У нас есть только текст, который мы представим на суд читателю. Никаких пояснений дополнительно автор читателю дать уже не сможет. Есть ещё такой доступный инструмент, как предисловие автора. Можно в нём предварительно познакомить со своим замыслом.
Подробнее по некоторым стихам
Ценно, что в некоторых строках сквозит (или заявлена) ирония, но хотелось бы, чтобы она проявлялась более смело. Это только украсит стихи. Стихотворения «Дуралей», «Супергерой», «Конкурс» в этом смысле показательны. Также концовка стиха «Твой выбор» – игра со словом «никогда».
«Или нет?» – удачный текст.
А вот рефрен «А мне бы» в каждой строке (а строк 12, но в одной принцип вдруг нарушен), представляется слишком тяжеловесным.
Повтор строки – песенный, балладный приём («Я живу в виртуальном мире»). Известно много примеров удачного использования рефренов.
В стихотворении «Не Ван Гог» о лирическом герое сказано: «В танце Бог/Ни в чем другом не Бог».
Последнее же стихотворение (сильная позиция подборки – итог итогов!) неожиданно выглядит так:
Богиня
Во мне есть архетип богини, тени и шута,
Танцую в ритме жизни,
Я есть песня без конца,
Ищу, ищу я мудреца!
Ещё предстоит много думать – и над концовкой в том числе.
Итого. Нужно чётко определиться с генеральным замыслом и идти за ним. Есть главные темы – выстраиваем композицию из стихов, их развивающих наиболее полно.
Как только это будет сделано, из подборки уйдут лишние тексты. Представляется, что стихов нужно выбрать небольшое количество, но – лучших, самых сильных и законченных по мысли и форме. Самых важных для автора.
Хорошо бы все стихи перед публикацией доработать с редактором. Редактор в принципе желателен любому тексту.
При составлении композиции будущей книги помним о том, что могут быть в подборке и «разгрузочные стихи» – на другую тему, дающие отдых, место для переключения, осмысления. Не всё в цикле должно быть посвящено узкому кругу тем – как и в жизни: шире и больше.
Так обычно строятся удачные книги.
Удачи автору и рождения хорошей книги!
Юлия Великанова
13.02.2025






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

180
Песни качаем автора лобзаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft