16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  128 515Зрителей: 70 889
Авторов: 57 626

On-line12 190Зрителей: 2413
Авторов: 9777

Загружено работ – 2 193 353
Социальная сеть для творческих людей
  

Василий Поленов, «Заросший пруд»

Литература / Мемуары, публицистика / Василий Поленов, «Заросший пруд»
Просмотр работы:
13 августа ’2025   09:07
Просмотров: 20

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) – художник, талантливо создающий как историческую и жанровую, так и пейзажную живопись. Интерес к спокойной первозданной природе возник у художника благодаря впечатлениям из детства. Дворянская семья, к которой принадлежал Поленов, жила в имении Имоченицы Олонецкой губернии рядом с Санкт-Петербургом. Связь с традициями усадебной культуры сформировала вкус к пейзажному искусству. Первый опыт в рисовании и живописи Поленов приобретает в детстве во время частных занятий с домашними учителями. Впоследствии он получает одновременно два образования: как студент физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета и как вольнослушатель Императорской Академии художеств. Сюжеты живописи художника выглядят разнообразно. На картинах появляются сюжеты из Библии, посвящённые таким персонажам как Иов или блудный сын. Поленов приезжает в Австрию, Германию, Италию, Францию, воспроизводит в живописи темы разных национальных культур, связанные с историческими событиями или реалиями настоящего времени. Пейзажные изображения также становятся источником творческого вдохновения художника. В России Поленов становится участником армии в сербско-черногоро-турецкой войне и русско-турецкой войне. Во время военных действий художник отправляет в журнал «Пчела» зарисовки того, что находится рядом с ним, преимущественно пейзажные. После войны Поленов становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Один из учеников Поленова – Исаак Левитан, хранящий в себе восхищение пейзажным искусством. Впечатления Поленова, полученные в разное время и в разных географических точках, находят отражение в новой деятельности. Поленов переходит к работе автора театральных декораций. Спектакли, оформленные Поленовым, входят в репертуар Большого театра и Русской частной оперы Саввы Мамонтова. В то же время тема пейзажа продолжает затрагивать воображение художника. Пейзажные изображения остаются неотъемлемой частью его работы. Источником вдохновения для зарисовок природы теперь становится усадьба Абрамцево, принадлежащая Савве Мамонтову, место встречи художников, актёров и музыкантов.
Картина Василия Поленова «Заросший пруд» 1879 г. является последней из трёх картин в серии работ, посвящённой уютным пространствам, имеющим свои традиции. Перед написанием «Заросшего пруда» были написаны картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад». В 1877 г. Поленов возвращается из службы в армии к мирной жизни. Художник живёт в Москве в Дурновском переулке. В это время он начинает работу над картинами, изображающими места со своей историей. Это пейзажи, где можно увидеть как природу, так и архитектурные строения и людей. Здания занимают примерно столько же места на картине, сколько изображение растительности. Фигуры людей выглядят миниатюрными, увиденными на дальнем расстоянии, не отвлекающими внимания от ландшафта. Таким образом написаны «Московский дворик», законченный в 1878 г., и «Бабушкин сад» 1878 г. В 1879 г. появляется следующая картина на тему уединения в патриархальном мире. Пейзаж «Заросший пруд» создаётся под впечатлением поездки на дачу родителей художника в деревне Петрушки рядом с Киевом. Новое географическое положение вдохновляет Поленова на создание разных этюдов, запечатлевающих водоём и растения рядом с ним. Общее впечатление превращается в идею для картины «Заросший пруд». По настроению третий пейзаж напоминает два предыдущих. Но в нём есть и признаки деталей, обозначающие переход к другой мысли. «Заросший пруд» не изображает архитектурных строений, на этом пейзаже можно увидеть только природу. В правой части картины изображена женская фигура на деревянной скамье. Моделью для женского образа стала Вера Поленова-Хрущова, сестра художника. На первый взгляд сложно увидеть присутствие женщины сразу. Модель не выполняет главную функцию на картине, она воспринимается скорее как часть замершего природного мира. В композиции пейзажа используется диагональ. Из правой части картины, где фигура на скамье находится рядом с зарослями деревьев, протягивается песчаная тропинка, переходящая в деревянные мостки. Вода в пруду разливается от берега до нижней левой части картины, если выбрать диагональное расположение как точку зрения. Картину можно рассматривать в обратном направлении, тогда динамика движения будет направлена от столкновения пруда с берегом к тропинке и дальше в глубь растительной части пейзажа. Пруд мог бы стать небольшой частью пейзажа по сравнению с деревьями на берегу и травой, частично закрывающей воду. В видении художника пруд становится смысловым центром картины. Деревья видны не полностью, создаётся впечатление, что они уходят на задний план. Листья и кувшинки в пруду составляют отдельный природный мир. В цветовой гамме картины можно наблюдать много светлых оттенков зелёного. Вода в пруду изображена непрозрачной, отражающей зелень деревьев, нависающих над прудом. Трава, растущая вокруг пруда, напоминает сплетающийся венок. Гамма светлых и тёмных зелёных и бирюзовых оттенков перемешивается. Листва деревьев и затемнённый водоём образуют слияние земной и водной стихии. Кажется, что растительный мир опрокидывается в пруд, а в это время вода поднимается навстречу земле. Возможно, художник изобразил эту часть дачного мира как место, где останавливается время и где человек оказывается на границе между двумя стихиями. Здесь создаётся пространство творца для размышлений, вдохновения, обращения к мечтам.
На фото: модель из коллекции Олега Ажгихина «Времена года» с изображением летнего пейзажа.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Я русский, я солдат... Премьера песни!

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Памяти Виктора Цоя


Присоединяйтесь 






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft