16+
Лайт-версия сайта

"Утопленник" с пятеркой

Литература / Проза / "Утопленник" с пятеркой
Просмотр работы:
15 ноября ’2025   11:34
Просмотров: 31

«УТОПЛЕННИК» С ПЯТЕРКОЙ

Знаете ли вы, что утопленник мог ранее и не утонуть вовсе? Более того, может жить вечно и стать притчей во языцех? Если только он в кавычках и пушкинский. Помните, как в избу прибежали дети с торопливым криком: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца»? Наверняка помните, но только это первое четверостишие.
Вопрос номер три. Что такое внеклассное чтение?
После пятого или шестого класса нам среди прочего задали на лето выучить наизусть стихотворение Пушкина, одно из списка. Дома я начал листать томик его стихотворений и вместо искомого сначала наткнулся на его послание жене:

Мне изюм нейдет на ум,
Цукерброд не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа.

Вот хорошо было бы как-нибудь блеснуть им перед одноклассницей Наташкой, к которой я питал... Нет, нет, не первую любовь, как вы наверняка подумали, а уважение за то, что хорошо играла в баскет и была своей у пацанов.
После «изюма» и прочего шел «Утопленник». Прочел его и растерялся: «Зачем он это написал? Да еще нагнал ужасов?» За разъяснением я обратился к матушке. Она с удовольствием удовлетворила мое любопытство. Мол, мужик совершил бесчеловечный поступок. Видишь?: «И от берега крутого оттолкнул его веслом, и мертвец вниз поплыл снова за могилой и крестом». Это вместо того, чтобы обойтись с ним, как принято у людей. За это его и настигла за-служенная кара. А что касается страшилок, так это для пущего эффекта. Ну, чтобы читателю вовсе неповадно было. Понятно?
Ясное дело. Но я уразумел и другое. Если я представ-лю училке это творение, то – клёво выйдет, и пятерка, при-чем, с плюсом мне обеспечена. Плюс накинут за счет высокой морали, содержащейся в нем. Похлеще любой басни выйдет.
В сентябре перед всем классом мы отчитывались за грехи наши летние.
– А что ты, Миша, выучил?
– «Утопленник»!
Тут наша милая и деликатная Зинаида Ивановна впала в ступор. Она безусловно знала это стихотворение, если не наизусть, то детально. Не секрет, что Александра Сергеевича она любила беззаветно и часто о нем рассказывала и цитировала его. (А мне в ту пору по душе больше был Маяковский с его молотобойными стихами и будто топором срубленной внешностью. Особенно впечатлило:

И бог заплачет над моей книжкой!
Не слова – судороги, сбитые комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

Ей же, по всему, он казался грубияном; он был не для нас и не для нее самой).
Состояние Зинаиды Ивановны передалось всему классу, который примолк и присмирел. Через минутку она пришла в себя и твердо, но и едва не заикаясь, сказала:
– Не надо, Миша, не надо.
Мне стало обидно:
– Но почему? Я же выучил. Честно.
– Я вижу, вижу. Оно длинное, и вообще вне списка… Мы поговорим после урока, ты мне расскажешь, как справился со всем прочим.
– Но я…
– Миша, – это было уже раздраженно. – Мне нужно опросить и других.
Возмущенный я сел за парту и нарочно хлопнул крышкой. Выходка прошла без замечания. Объяснение после урока было коротким:
– Я действительно вижу, что ты со всем справился и ставлю тебе пятерку.
– Но…
– Потом, потом, а сейчас мне пора.
Уже перемена с игрой в «слона» (это когда одни прыгают на согбенные спины других) залечила мою рану. Тем более, что удалось незаметно приколоть на спину Борьке записку: «Нет коня, садись на меня!» А впереди нас ждало еще и развлечение под названием «Прострел». Ребята поспешно делились на две команды, между ними вбрасывался теннисный мячик и команды сходились в жаркой схватке. В игре не было ни смысла, ни ворот, ни счета, ни победителей, ничего. Главное – со всей дури попасть по мячу и громогласно зареветь а-а-а! Самое странное, что за все годы ничего не было разбито, никто не пострадал и не был наказан. Казалось, что учителя побаивались во время этой дикости высовывать свои головы из классных комнат.
Дома я похвалился, что скинул внеклассное чтение на пятерку.
– И как прошло? – спросила матушка, пряча улыбку.
Я рассказал.
– И ты не понял, почему?
Я мотнул головой.
– Ох, Мишка, Мишка. Поздравляю тебя, конечно, но… Вечно тебе нравятся всякие бяки. У тебя в героях дурошлеп Балда, который гоняет чертенят. Вот сядь и послушай, что ты хотел донести классу.
С этим она взяла с полки книгу, открыла стих и прочитала: «Безобразно труп ужасный посинел и весь распух…Что же? Голый перед ним, с бороды вода струится, взор открыт и недвижим, все в нем страшно онемело, опустились руки вниз, и в распухнувшее тело раки черные впились». И наконец: «Уж с утра погода злится, ночью буря настает, и утоп-ленник стучится под окном и у ворот».
– Ну, и как тебе? Знаешь, что с мужиком сделалось? Вот: «Страшно мысли в нем мешались, трясся ночь он напролет, и до утра все стучались под окном и у ворот». Это мужик. А у тебя девочки, Наташка твоя. Да они бы с парт попадали. Учительница была права.
– Ничего бы с Наташкой не произошло. Она… Эх…

Вот как, друзья мои, можно получить пятерку, не произнеся ни слова из домашнего задания. Учитесь!






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Чистильщики

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Премьера клипа про одну историю любви - https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/video_korotkiy_metr_neiroset/2717307.html?author

Рупор будет свободен через:
22 мин. 47 сек.









© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft