16+
Лайт-версия сайта

Религия, култура и атеизм. Часть-1

Литература / Статьи / Религия, култура и атеизм. Часть-1
Просмотр работы:
03 июля ’2025   00:15
Просмотров: 162

Перепечатываю здесь давнюю статью с небольшими исправлениями и дополнениями.


ЭПИГРАФ 1:
"Вся человеческая жизнь, и личная, и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое...\"
Священник Сергей Четвериков; Вестник РСХД, №1, 1935 г.

ЭПИГРФ 2:
"Все творческие силы, действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, \"пущены в ход\"...Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар...Христианство, таким образом, побуждает и даже обязывает участвовать в культуре...\"
Лев Зандер. 1938 г.


…Культура Запада, к которому стремится и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной революцией, наподобие той научно–технической революции, о начале которой говорили так много ещё тридцать лет назад.
Сегодня, этот научно–технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном Интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и детали к ним, на специальных фабриках и заводах; научно–техническим обновлением охвачен весь мир и это сегодня называется глобализацией.
И научно–техническая революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру, как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений...

Но с самого начала научно–технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно–технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру – дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать, что для многих западных идеологов Бог не только умер, но он больше не нужен западному миру.
В недавних опросах общественного мнения многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.

Пропаганда антихристианской, то есть современной жизни, за последние годы усилилась неимоверно и для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, вера и христианство ничего не значат или даже враждебны, по их мнению, современности.
Наверное поэтому религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни и на место религиозности приходит научность.
Один из моих знакомых правильно подмечал, что вся система образования сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания.
И несмотря на взаимодействия школы и церкви в нравственных вопросах в той же Англии, из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы незаметно становимся фанатами и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
Кто делает из нас атеистов – на этот вопрос затруднительно ответить - скорее всего, причиной такого отношения к Богу, служат новые общественные ценности и идеалы, главным из которых можно, обобщая, назвать – потребительство!
Купля – продажа, деньги, которые надо заработать, чтобы купить – всё это сегодня, словно накануне великого крушения, затмило наш взор и кроме вещей мы почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество – даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажённый слепым зеркалом рекламы...

Человечество устало от борьбы за высокое и святое и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как по пути наиболее безболезненному и лёгкому.
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма служению Богу или Авторитету. А так, развлекаясь и наслаждаясь, можно, потакая слабостям и инстинкту, какое–то время двигаться по инерции, словно засыпая, в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения...
Вместо обожения – приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу, к Богу - мы всё больше становимся плотью и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону озверения, всячески отрекаясь от человеческой природы...

Очевидно также, что мы усвоили главные тезисы евро–центризма, которые ещё Гитлер очень уверенно и цинично провозгласил и которые, после поражения Гитлера и его союзников во Второй мировой войне, были осуждены.
Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?
Я уже говорил и писал, что современный западный "национальный капитализм", мало, чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но осталась агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех "не наших", не западных, не евроцентристов...

Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее - люди гибнут не только от природных катаклизмов, от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы.
Идут войны, в Афганистане и в Ираке, возможно военное вторжение в Иран и отношения между евро – центристами и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма, во всем мире, принимают всё более острые формы. Мир уже не ужасается стихийным бедствиям, которые происходят в странах соперниках, а начинает злорадствовать – мол, так им и надо!
Но одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне войны культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами доминантными и "отсталыми". Здесь, борьба за национально-капиталистические ценности - рынки сбыта и за прибыли, перетекает в культурное русло.

Очевидно, что экспансия англосаксонской культуры, иногда даже подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн. Но чаще, западный стиль жизни и его ценности внедряются в другие культуры заметно, но безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков.
Одной из основных противоречий породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война культуры западной, исламскому миру и исламской, арабской культуре.
В этой "холодной", культурно – цивилизационной войне жизненных ценностей Запада, против бытового многовекового уклада жизни Востока, выстроенного на религиозных принципах буддизма и ислама, страны Восточной Азии и прежде всего арабского мира, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в свои страны1

Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в недавнем прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации, произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока. Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена вторичного европейского одичания; и порох, и книгопечатание, и счёт тоже с Востока - всех заимствований оттуда не перечислить.
(Отсылаю за подробностями к моей статье: "Евроцентризм и глобализация", напечатанной в № 12, Интернет – журнале "Что есть истина")

Однако, постепенно ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни, является орудием экспансии западного мира, по отношению ко всем государствам Ойкумены, от Китая и России, до Индии и Бразилии...
Сегодня, сила экономическая переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя "развитыми" – прежде всего это Америка, и ставшая новой культурой сила, требует новых пространств и новых неофитов.
Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей – как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке, разговаривать – иначе говоря, все приметы «внешней культуры", а потом и далее.
И если вглядываться и анализировать процессы, происходящие в сегодняшнем западнистком мире, то культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению новых территорий и новых людских, рабочих ресурсов.

Глобализм и глобализация, как процесс глубинных перемен, в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой, на пространствах всего мира явное предпочтение, сегодня отдано английскому языку и образу жизни который ведут англосаксонские страны.
Однако я хочу поговорить о воздействии этой мировой "доминантной" культуры, прежде всего на культуру русскую и буду пытаться, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие – то выходы и способы противостояния этому иноземному "мягкому плену"!
И наконец всем умным людям надо осознать, что носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств.
Ярким примером тому служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы, и во многих местах, несмотря на давление, делают это успешно.
Кое-кто уже всплёскивает руками, и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане...

Действительно – жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
Вечным примером для подражания в этом смысле, является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму – одной из древнейших религий - смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя всё свое своеобразие. вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду.
К несчастью, благодаря "промыванию мозгов", во времена холодной войны, социалистические страны стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз давно перестал существовать, это наследие холодной войны по-прежнему находится в силе.
Я уже писал и говорил что, на мой взгляд русские, советские люди, СССР и Россия его правопреемница, были и остаться новыми "евреями", на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада... да и Востока.
Но в отличие от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, в Законе, русские, кроме православия, ослабленного внутренними смутами и расколами, ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления...

В сегодняшней России, очевидно влияние западной культуры и даже вытеснение ею национальных культурных и языковых традиций и установлений. Особенно это заметно в среде российских образованцев, общающихся на своеобразной смеси английского и русского!
Безусловно, эта подковёрная, незаметная для глаза, но постоянная борьба продолжается, и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в "Иванов не помнящих родства".

Начнём разбор ситуации с языка, может быть главного инструмента социально – культурной жизни и человеческой жизни, как таковой...
Сегодня, наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования. Более того, язык вновь становиться основой классового разделения связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.
Богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти отпрыски "новых русских", изучают английский язык и одновременно впитывают англосаксонскую культуру, становясь англоманами. Естественно, в этом случае происходит их отрыв от родной почвы, от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная люмпенизация целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.
Оставаясь в Англии, в первом поколении, такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им не удается.
В этом случае, чтобы чувствовать себя комфортно, большинство стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде. А для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это и удобнее потому что сегодня, английский язык становиться или уже стал языком мирового общенияди и единственные семьи, в которых русский язык более или менее сохраняется – это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем, и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб...

Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православииЮ как о религии предков, забыть в первую очередь. Это почти всегда легко удаётся сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством.
И уж тем паче, если вы, в нескольких поколениях были инстинктивными атеистами.
К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах - контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег. Деньги и богатство, постепенно становятся, если уже не стали, главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди.
Ав отсутствии идеала религиозного (Иисуса Христа) и идеологии советской системы (коммунизм – светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние.
А где сегодня личное преуспеяние имеется, спрашивают они себя и отвечают - это развитые страны, и прежде всего Германия, Англия, Франция и Америка.
Естественным и даже необходимым для тех, кто исповедует буржуазность как социальный идеал, становиться и привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре – её основному носителю.

... Слабость православия сегодня, помимо слабости экономической, это ещё одна причина, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и интересных иностранцев.
Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане в отношении к своей вере, ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, сохраняют не только веру, но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей. Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше религиозных и культурных компромиссов совершаются и в службах, и в духовном окормлении.
В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким. Русского языка, даже русские и православные в обиходе стесняются и многие, на неродном языке говорят даже в церкви.

В самой России, на бытовом уровне, постепенно создается искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место.
Этот язык, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течение долгих столетий со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции. Тогда дворяне, составляющие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных, и начинали говорить уже с детства по-французски и тем самым, переставали быть носителями русского языка и даже русской культуры.
Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты, и начали дискуссию о корнях и национальных особенностей не только русских людей, но и всего славянского мира...
В какой – то степени, это возрождение русскости, над которым откровенно потешались русские западники, помогло России как в культурном, так и в экономическом развитии, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой...

Пролетарская Революция, сменившая буржуазную, на мой взгляд стала следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию вылилась в противостояние большинства простого народа, меньшинству богатых и учёных, что подрывало не только основы экономической жизни, но грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации, а потому, и её саморазрушение!
И сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится очень велика.

Но с другой стороны, с развитием глобализации появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создание одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории тоже придётся.
Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки других разных народов мира – и больших и малых.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной особенности, атеизации народа и утраты глубинных смыслов существования - тот или иной народ, становиться безымянным, без роду без племени, иначе говоря населением..!

Начало процесса национальной аннигиляции мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым если не первым, которым владеют практически все люди окончившие школу в последние двадцать лет.
А создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и большими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур - сегодня, культура как никогда служит если не прислуживает личному Успеху!
Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда для многих стран, языком международных отношений, языком культуры, был язык греческий, во времена Римской Империи, а уже в новое время – французский.
Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений, утратила своё значение и вместо них на мировую культурную сцену вышел английский язык и вместе - англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономическим, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан...

Язык, конечно в первую очередь является носителем национальной культуры, и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран, и вопрос предсказаний сегодня сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса…


Апрель 2008 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

140
Песни качаем автора лобзаем

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПО ОБЕ СТОРОНЫ ВОЙНЫ… ВСЕМ ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!!!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2682320.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft